новости блог
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Михаил НЕВОЛИН, координатор служений "Возвращение к Богу"

4.11.2010
Теория и практика

Тема соотношения теории и практики в образовательном процессе всегда вызывала жаркие дискуссии. Правда в не столь далёкие советские годы всё усложнялось ещё и тем, что помимо обязательных для студентов теоретических и практических занятий, немало времени отводилось и для таких дисциплин, как, например, «Научный коммунизм» или «История КПСС» без изучения которых, как считалось, нельзя подготовить ни грамотного инженера, ни филолога, ни музыканта.

К счастью сегодня будущие математики, химики или конструкторы избавлены от необходимости заучивать даты Съездов компартии и её судьбоносных Пленумов. Маятник качнулся в противоположную сторону, а именно в сторону абсолютной «утилитарности» знаний.

Сегодня достаточно большая часть современных молодых людей совершенно серьёзно полагает, что, например, при подготовке инженеров можно вполне обойтись без изучения математики или базовых теоретических дисциплин курса. Есть даже те, кто считает, что вообще подготовка инженера должна сводится к изучению конкретного оборудования, которое он будет впоследствии обслуживать. Причём принципы работы этого оборудования не особенно важны – надо лишь объяснить какую «кнопку» надо нажимать в том или ином случае.

Возможно одна из причин тут в том, что в нашей стране сегодня фактически нет нормального профтехобразования, где как раз и должны по идее обучаться те, кто придерживается этих правильных во многих случаях взглядов. Произошёл резкий (и зачастую совершенно необоснованный) рост числа ВУЗов при одновременном сокращении учреждений профессионального образования.

Однако есть принципиальная разница между подходом к образованию в университете и ПТУ. Притом, что оба эти подхода нужны и один вовсе не исключает другого.

«Ультрапрактические» ожидания есть не только у студентов технических ВУЗов. Так, например, с точки зрения некоторых «студентов-практиков» изучение экономики в Университете должно сводиться к советам – где сегодня лучше хранить сбережения – в долларах, евро, рублях или юанях?

Такой «сверхутилитарный» подход стал заметен и в сфере религиозного образования в России. Некоторые будущие теологи вполне серьёзно считают, что такие «излишества», как греческий язык или патристика вовсе не нужны в учебном процессе. Приходится встречать и некоторых служителей церкви, обучающихся в ВУЗах по специальности «Религиоведение», которые уверены, что, например, философия – является ненужной теорией и «говорильней», без которой вполне можно обойтись при обучении на этом факультете.

Недавно прочитал интересное объявление для служителей одной из протестантских деноминаций, которых приглашали на обучение теологии. Вероятно, для того, чтобы сделать это предложение более привлекательным, автор объявления написал: «студентов ожидает встреча «с преподавателями-практиками (кабинетных теоретиков там на работу не берут)». И действительно информация о том, что преподавать будут известные доктора и профессора скорее отпугнёт многих потенциальных студентов, которым хочется «быстро стать практиками».

С точки зрения большой части сегодняшних верующих в России религиозное образование также должно сводится к «кнопочно-утилитарному методу» и в процессе обучения не стоит «тратить время» на то, что называется «теорией», а «просто и конкретно» получить ответ на вопрос – какие десять шагов следует предпринять, чтобы удвоить количество прихожан в церкви или какой именно совет надо дать человеку, находящемуся в депрессии?

Пренебрежение теорией и в светском, и в религиозном высшем образовании приводит к деградации образования. Тем более история как раз показывает, что без теории в конечном итоге страдает и практика. Нередко приходится видеть, как та часть современных студентов, которая игнорирует приобретение теоретических знаний, и в сугубо практической сфере не очень-то преуспевает.

Разумеется, речь идёт в первую очередь именно о высшем образовании. При профессиональной подготовке сварщиков, поваров, слесарей или кассиров едва ли стоит тратить время на серьёзное изучение высшей математики, философии или теоретических основ электротехники. Но, если мы говорим о системе высшего образования, то без базовых теоретических знаний едва ли можно на что-то рассчитывать.

Рискну предположить, что корни многих проблем сегодня кроются как раз не столько в отсутствии «практиков», сколько в отсутствии теоретиков. Подготовка «практиков» важна и в этой части образования у нас далеко не всё благополучно. Но надо понимать, что восстановить этот сегмент проще. Для того, чтобы начать подготовку квалифицированных автослесарей, пожарников, бухгалтеров для организаций различного типа от коммерческих до религиозных нужны годы. Для того, чтобы создать Университет, из стен которого выйдут физики-теоретики, математики, специалисты по теологии Ветхого Завета или древних языков – потребуются десятилетия.
обсудить блог
Дмитрий (СПб)11.2.2011
Странно, что в среде российских протестантов возникают такие странные вопросы для обсуждения, как необходимость фундаментального образования...
Эдуард (Петербург)13.11.2010
В СССР были хорошие физики-теоретики. Теперь их всех разогнали и они ушли в бизнес а кто вообще переехал куда нибудь.
Виктор (СПб)7.11.2010
Кальвин когда говорил о структуре церкви, утверждал, что там должны быть: пасторы, пресвитеры, дьяконы и учителя. Но не учителя воскресных школ и курсов изучения Библии, а доктора богословия, которые должны контролировать соответствие церковного провозглашения и библейского учения. У нас сейчас таких нет, а если есть, то их никто не слушает. Может быть поэтому церкви несут богословский бред и библейский понос?
Cherenkov (Kyiv)6.11.2010
Все верно, но до тех пор, пока в руководстве наших церквей будут люди, сами не имеющие должной теоретической подготовки, они будут ругать теорию и теоретиков... И это при том, что их славная практика уже давно плодов не приносит. Пока не будет создан один солидный интеллектуальный центр, который соберет лучшие христианские умы, в массах сдвигов не будет.Когда интеллектуалов - один на тысячу, и они рассеяны, их сила не чувствуется и не признается. А объединить пока не получается...
Схимник (провинция)5.11.2010
Аминь! Отношение к образованию сегодня среди протестантов в России можно охарактеризовать как экспресс метод "богословской" фазанки. И это генеральная линия, к сожалению. Сколько бы ни говорили при таком подходе о вИдениях и стратегиях, как раз о завтрашнем дне почти никто и не думает. "В простоте" плодим образованцев, которые не учатся главному - мыслить самостоятельно.
имя  
город  
отзыв

введите число            
10.11.2017
20.3.2017
24.9.2016
24.4.2016
13.10.2015
29.8.2015
30.4.2015
17.3.2015
27.2.2015
22.2.2015
15.1.2015
1.12.2014
24.9.2014
30.8.2014
10.7.2014
27.6.2014
13.6.2014
27.5.2014
5.4.2014
3.4.2014
16.3.2014
4.3.2014
1.3.2014
23.2.2014
10.2.2014
6.2.2014
13.1.2014
15.12.2013
13.12.2013
10.12.2013
20.11.2013
4.11.2013
26.10.2013
2.10.2013
30.9.2013
23.9.2013
20.7.2013
2.7.2013
15.5.2013
14.4.2013
27.3.2013
6.3.2013
19.12.2012
28.11.2012
25.11.2012
6.11.2012
15.10.2012
30.9.2012
19.9.2012
17.8.2012
8.7.2012
19.6.2012
28.4.2012
13.4.2012
12.4.2012
30.3.2012
9.3.2012
26.2.2012
18.2.2012
4.2.2012
6.1.2012
23.12.2011
20.12.2011
9.12.2011
7.12.2011
5.12.2011
25.11.2011
19.11.2011
10.11.2011
17.10.2011
7.10.2011
8.9.2011
19.8.2011
24.6.2011
17.5.2011
12.5.2011
9.5.2011
4.4.2011
12.3.2011
25.2.2011
13.1.2011
19.12.2010
30.11.2010
19.11.2010
16.11.2010
4.11.2010
Теория и практика

22.9.2010
14.9.2010
27.8.2010
12.6.2010
3.6.2010
30.4.2010
28.3.2010
3.3.2010
28.2.2010
4.2.2010
25.12.2009
16.12.2009
7.12.2009
4.12.2009
23.11.2009
4.11.2009
29.10.2009
1.10.2009
3.9.2009
7.8.2009
3.4.2009
11.3.2009
1.3.2009
13.2.2009
8.2.2009
24.11.2008
17.9.2008
8.9.2008
28.8.2008
11.6.2008
4.6.2008
15.5.2008
28.4.2008
14.3.2008
10.2.2008
19.1.2008
23.12.2007
30.11.2007
13.11.2007
19.9.2007
28.6.2007
22.5.2007
22.4.2007
7.4.2007
17.2.2007
13.1.2007
22.12.2006