новости блог
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Михаил НЕВОЛИН, координатор служений "Возвращение к Богу"

16.11.2010
Между двух огней (к Дню толерантности)

Как раз накануне Международного Дня толерантности прочитал в интернете статью Михаила Иванова «Искушение толерантностью». В целом я согласен с уважаемым автором. Любая крайность для церкви нежелательна и та, о которой пишет автор - не является исключением.

Однако при этом хотелось бы отметить и опасность другой крайности – уклонение в сторону радикального фундаментализма. Христианский фундаментализм, как и любой другой проявляется в частности и в категорическом неприятии любой точки зрения, отличной от собственной. Причём речь может идти о неоднозначных вопросах. Так, например, декларируемый сторонниками фундаментализма принцип буквального понимания Библии распространяется на абсолютно все тексты. Скажем, сотворение мира фундаменталистами понимается, как шесть дней по 24 часа каждый.

При этом любая попытка хотя бы просто рассмотреть иные точки зрения сразу же отметается, так как, по мнению фундаменталистов, раз в тексте указано слово «день», значит речь идёт буквально об этом промежутке времени. Под эту идею «шестиднева» создаются и различные «научные» теории.

Своё понимание любого неоднозначного вопроса, как правило, отождествляется с Истиной. Таким образом, любое возражение часто воспринимается фундаменталистом уже не как критика его точки зрения, а как нападки на Истину и Слово Божье.

Если толерантность часто обвиняют в полнейшей беспринципности, то для фундаменталистов, как правило, наоборот – любой частный вопрос превращается в «дело принципа».

Искушение толерантностью, о котором пишет Михаил Иванов, безусловно есть. И наверное для некоторых стран и церквей именно это искушение наиболее сильно.

С одной стороны отсутствие у людей собственной позиции, готовность согласиться с любой точкой зрения, а с другой - наоборот – неуважение к оппоненту, нежелание выслушивать его аргументы, неумение ценить того, кто не похож на нас. Какая из двух крайностей более «притягательна» для нашего общества и наших церквей – пусть каждый решает сам.

С праздником!
обсудить блог
Михаил19.11.2010
Соглашусь со Схимником
Схимник (провинция)18.11.2010
Не согласен с тем, что выбор только между двумя крайностями. Хотя балансировать в таких вопросах всегда сложнее. Запад действительно свихнулся на своей толерантности, а мы ее пока и в глаза не видели (например, пост на этой же стринице Игоря-москвича о "бабском аргументе"). Проще говоря, мы ночинку золотой середины в этом отношении недокусили, а Запад перекусил. Меня равно отталкивают и безудержный релятивизм, и сектантское мышление. А в России нехватка именно толерантности и элементарной вежливости.
Игорь (Москва)18.11.2010
Беречь и изучать - да. Всё это - достояние истории, и уже не несёт никакой религиозной составляющей. Это одно дело. А вот "дорожить" языческими традициями какого-нибудь племени и на этом основании препятствовать миссионерской деятельности (именно так нередко защищается "культурное многообразие" на Западе) - это уже совсем другое.
Михаил (Санкт-Петербург)18.11.2010
Присоеденюсь к вопросу, но в более мягкой форме. Игорь, как вы считаете, надо ли дорожить, ценить, изучать культурное наследие китайской цивилизации, культуру древнего Египта и т.д.?
Игорь (Москва)18.11.2010
При чём тут "сравнивание с землёй"? Вы же прекрасно понимаете о чём речь, зачем доводить до абсурда?. Подобный, с позволения сказать, аргумент в полемике относятся к некорректным и называется просто "бабским" (пример из учебника логики: Вы говорите начальнику, что у Вас слишком маленькая зарплата, а он(а) Вам: "А Вы что, хотите получать, как Генеральный директор?!!!" - сходства с пирамидами не замечаете?)
Э.18.11.2010
Так вы за то чтобы сравнять с лицом земли остатки яыческих храмов в Европе или пирамиды Египта?
Игорь (Москва)17.11.2010
Можно называть меня фундаменталистом, мне всё равно, но для меня спасённые души важнее того "культурного многообразия", которого они, возможно, лишатся после обращения. Разъясняю: я имею в виду культурные особенности, основанные на местных верованиях - то самое, о чём писал М.Иванов.
Михаил (Санкт Петербург)17.11.2010
Игорю: Мне трудно назвать христианина, "разрушающего" какую-либо культуру? Впрочем, возможно мы просто по разному понимаем слово "культура".
Эдуард17.11.2010
Фундаменталисты любые только отпугивают людей от религии. Посмотришь на них и 100 раз подумаешь перед тем как становится мусульманином, христианином или буддистом
Игорь (Москва)17.11.2010
Читателю: случайно не об этом ли писал М.Иванова, на которого ссылается автор статьи? "Некоторые христиане (или, во всяком случае, считающие себя таковыми) сожалеют о том, что христианство разрушает традиционную культуру, основанную на «местных верованиях» (т.е. язычестве). Другие призывают увидеть свой путь к Богу в традиции нехристианских религий".
Не о Вас ли это написано?
Читатель16.11.2010
Христианин должен ценить культурное многообразие. Это великое богатство.
Игорь (Москва)16.11.2010
Могу согласиться насчёт фундаментализма (иногда он слишком перегибает палку в том, что с большой натяжкой можно отнести к основным вопросам христианской веры), но проблема толерантности не совсем в этом. Достаточно посмотреть определение толерантности в первоисточнике, т.е. «Декларации принципов толерантности» утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 г. Так вот толерантность, это «...отказ от догматизма, от абсолютизации истины...это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма)». Понятно, что утверждение плюрализма по определению исключает проповедь Евангелия Иисуса Христа «всякой твари», а «отказ от абсолютизации истины» должен предполагать отказ от христианства как такового, ибо утверждать, что существует некая абсолютная истина, и что эта истина во Христе (а христиане просто не могут верить иначе), настаивать на Богом данных нравственных абсолютах и на этом основании называть грех грехом, утверждать, что донести людям Истину важнее, чем сохранить их культурную самобытность – значит, проявлять догматизм и нетолерантность. Чтобы стать по-настоящему толерантным, нужно отречься от Христа.
Ну а если вспомнить, что формированием «толерантного сознания» занимается Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), то всё окончательно становится на свои места: Сорос - не только убеждённый атеист, но и спонсор множества организаций лево-радикального толка, включая пресловутый «Американский союз гражданских свобод» (ACLU), который активно занимается искоренением христианства из общественной жизни США.
Так что если выбирать из двух крайностей, то я бы предпочёл фундаментализм - хотя бы потому, что будучи фундаменталистом, можно оставаться христианином.
имя  
город  
отзыв

введите число            
10.11.2017
20.3.2017
24.9.2016
24.4.2016
13.10.2015
29.8.2015
30.4.2015
17.3.2015
27.2.2015
22.2.2015
15.1.2015
1.12.2014
24.9.2014
30.8.2014
10.7.2014
27.6.2014
13.6.2014
27.5.2014
5.4.2014
3.4.2014
16.3.2014
4.3.2014
1.3.2014
23.2.2014
10.2.2014
6.2.2014
13.1.2014
15.12.2013
13.12.2013
10.12.2013
20.11.2013
4.11.2013
26.10.2013
2.10.2013
30.9.2013
23.9.2013
20.7.2013
2.7.2013
15.5.2013
14.4.2013
27.3.2013
6.3.2013
19.12.2012
28.11.2012
25.11.2012
6.11.2012
15.10.2012
30.9.2012
19.9.2012
17.8.2012
8.7.2012
19.6.2012
28.4.2012
13.4.2012
12.4.2012
30.3.2012
9.3.2012
26.2.2012
18.2.2012
4.2.2012
6.1.2012
23.12.2011
20.12.2011
9.12.2011
7.12.2011
5.12.2011
25.11.2011
19.11.2011
10.11.2011
17.10.2011
7.10.2011
8.9.2011
19.8.2011
24.6.2011
17.5.2011
12.5.2011
9.5.2011
4.4.2011
12.3.2011
25.2.2011
13.1.2011
19.12.2010
30.11.2010
19.11.2010
16.11.2010
Между двух огней (к Дню толерантности)

4.11.2010
22.9.2010
14.9.2010
27.8.2010
12.6.2010
3.6.2010
30.4.2010
28.3.2010
3.3.2010
28.2.2010
4.2.2010
25.12.2009
16.12.2009
7.12.2009
4.12.2009
23.11.2009
4.11.2009
29.10.2009
1.10.2009
3.9.2009
7.8.2009
3.4.2009
11.3.2009
1.3.2009
13.2.2009
8.2.2009
24.11.2008
17.9.2008
8.9.2008
28.8.2008
11.6.2008
4.6.2008
15.5.2008
28.4.2008
14.3.2008
10.2.2008
19.1.2008
23.12.2007
30.11.2007
13.11.2007
19.9.2007
28.6.2007
22.5.2007
22.4.2007
7.4.2007
17.2.2007
13.1.2007
22.12.2006