анонсы вопрос-ответ
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
православный публицист Сергей Худиев
Я слышал, что христианство обещает прощение даже самых страшных грехов тому, кто покается. Но ведь это дозволение без страха творить все, что угодно, совершать любые преступления, раз человеку достаточно покаяться, и все с него будет снято!

Как отмечал Г.К.Честертон, люди критикуют христианскую веру с разных сторон. Одни возмущены тем, как христианство сковывает человека ужасом перед вечной карой, другие - тем, как оно расслабляет его обещанием прощения грехов. Еще Цельс возмущенно восклицал: «По их учению выходит, что нечестивца, если он смирится под тяжестью бедствия, бог примет, а праведника, если он, обладая добродетелью с самого начала, обратит свой взор ввысь, он не примет!»

Евангелие есть благая весть о прощении грехов (Деян 2:38); христиане, начиная с Апостолов, свидетельствуют, что любые, сколь угодно тяжкие грехи человека будут прощены, если человек придет ко Христу с покаянием и верой. Это вызывает возражения, которые мы находим уже у антихристианского автора III века Порфирия:

«Скажи же нам, любезный, внимательно следящим за твоим изложением, что значат слова апостола: "И такими были некоторые из вас (очевидно, имеются в виду дурные люди), но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор. 6:11). Мы в недоумении и по этому поводу поражены до глубины души: неужели от стольких осквернений и мерзостей человек окажется чистым, один раз омывшись? Неужели запятнанный в жизни такой грязью - блудом, любодеянием, пьянством, воровством, мужеложеством, отравлениями и тысячами дурных и позорных дел - тем только, что крестился и призвал имя Христа, легко освобождается и сбрасывает с себя преступления, как змея старую кожу?»

Приостановлю здесь цитату, чтобы сказать - да, несомненно, окажется чистым, "белее снега", как говорит псалмопевец (Пс.50). Порфирий совершенно правильно понял, о чем идет речь, и здесь возражать нечему. Дальше Порфирий делает вывод, которые делают многие и в наше время - будто обещанное во Христе прощении побуждает людей грешить:

«Кто после этого не решится на выразимые и невыразимые преступления и не будет совершать вещи, которых словами не выразить и на деле не стерпеть, раз он знает, что будет оправдан после таких гнуснейших дел,- стоит только уверовать и креститься - и обретет надежду впоследствии получить прощение и от того, кто собирается судить живых и мертвых? Такие речи зовут слушателя грешить, они учат совершать при всяком случае беззаконие; они умеют отстранять наставления закона и приводят к тому, что сама справедливость не имеет вовсе никакой силы против неправедного; такие речи вводят в мире развратную жизнь, учат тому, что вовсе не следует бояться нечестивости, ибо достаточно человеку раз креститься, чтоб сбросить с себя кучу тысяч пороков. Вот какова нарядная личина этой догмы!» (Порфирий. "Против Христиан").

Вопрос, который я поставил бы Порфирию - и ставлю тем, кто говорит то же самое - "Лично Вы решились бы на невыразимые и т.д. преступления?". В самом деле, риторически восклицая "кто не решится" имеет ли автор в виду себя? Подразумевает ли вся эта речь "если я буду уверен, что могу обрести прощение грехов, если покаюсь, я решусь на выразимые и невыразимые преступления и буду совершать вещи, которых словами не выразить и на деле не стерпеть"? Подразумевает ли она, что для самого говорящего единственный побудительный мотив к воздержанию от преступлений - страх совершенно неотвратимого наказания? Имеется ли в виду, что самого критика христианского благовестия удерживает от "блуда, любодеяния, пьянства, воровства, мужеложества, отравлений и тысяч дурных и позорных дел" только страх абсолютно неизбежного, никаким покаянием не отвращаемого возмездия?

Признает ли сам критик за собой какие-то еще мотивы к нравственному поведению, кроме страха наказания? Неужели критик способен проявлять любовь к своей семье, верность своим обязательствам, честность и порядочность только под страхом наказания, и, если в нем ослабнет этот страх, немедленно примется за "невыразимые преступления"? Если он все-таки хоть иногда поступает нравственно не по страху наказания, а по другим соображениям, почему бы ему не признать и за другими способности вести моральную жизнь не из страха наказания?

В самом деле, "возражение Порфирия" (назовем его так, хотя я постоянно слышу его и от людей, ни о каком Порфирии и не слыхавших) держится на предположении, что если убедить человека в возможности избежать божественной кары через покаяние и веру, это с необходимостью побудит человека ко греху - на предположении, которое не допускает никаких иных побуждений к праведной жизни, кроме страха перед наказанием. Но и для нехристианина страх перед наказанием - далеко не единственный мотив для нравственной жизни; почему бы не признать, что, провозглашая прощение грехов, Благая Весть создает другую - и более надежную мотивацию для нравственной жизни?

Можно выделить два типа мотивации - "мотивация ощущений" и "мотивация отношений". "Мотивация ощущений" - это стремление избежать неудовольствия и получить удовольствие; страх, что мне причинят боль за неправильное поведение и надежда получить какие-то удовольствия за поведение правильное. "Мотивация отношений" - это стремление поддерживать отношения с личностями и/или ценностями, которые значимы для человека.

Например, когда человек хранит верность в браке, потому, что опасается, что в противном случае его сурово накажут (такое наказание предусмотрено, например, в Шариате), это мотивация ощущений. Когда он хранит верность потому, что предан своей семье, ни в коем случае не хочет причинить боль своим домашним, и ценит свои отношения с семьей достаточно высоко, чтобы избегать всего, что может их разрушить - это мотивация отношений.

"Мотивация ощущений" - которую только и признает "возражение Порфирия" также присутствует в Писании. В Ветхом Завете Бог неоднократно говорит - если вы не будете Меня слушаться, вам будет плохо. Там, где личные отношения не установлены, разрушены или, по меньшей мере, глубоко подорваны, приходится начинать с "мотивации ощущений". Но цель Бога - установить с нами личные отношения; христианская вера и есть такие отношения. Отношения, которые начинаются здесь и продолжаются в вечности. В рамках этих отношений Христос говорит:

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». (Иоан.14:15)

Конечно, для нехристианина "любовь ко Христу" это что-то совершенно за пределами его опыта; но можно надеяться, что и у него есть то, к чему мы можем апеллировать - опыт любви, верности, преданности по отношению к другим людям. Неверующие люди вполне могут руководствоваться любовью, преданностью и верностью по отношению к своим близким, друзьям, своему государю и своей стране - независимо от какого бы то ни было страха наказания.

Подобно этому и Благая Весть делает людей послушными Богу не по страху наказания, но потому, что Бог, Которого мы узнаем обратившись, поистине достоин нашей любви и преданности.

>> задать вопрос



Если случайно уронил икону, какие могут быть последствия?

Кто такое решил, что Библия достоверно рассказывает о Боге?

На каком этапе христианства Иисус Христос стал Богом?

С какой стати верующие в Бога считают его личностью?

Вот совесть сообщает мне: ужасный ты человек и изменить ничего нельзя, твоя душа полностью во тьме, не жить тебе. Идти против совести — идти против Бога?

"Распять плоть со страстями и похотями" - это метафора, которая означает избавление от любых желаний, соблазнов и пороков. Нужно ли каждому христианину поститься на одной воде 40 дней?

Все грехи (в том числе будущие) искуплены. Но тогда можно грешить сколько угодно, всё считается искупленным?

Важно ли для Бога, как именно молится человек: вслух, шёпотом, или «про себя»?

Грешно ли читать гороскоп?

Как относиться к народным к приметам?
  Следующие 10 >>