анонсы вопрос-ответ
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
православный публицист Сергей Худиев
Кирилл (Киев): Бог всемогущ. Создавая мир, Бог знал, какую жизнь земную проживете Вы, Сергей. Был ли у Вас выбор?

Трудности, которые мы испытываем, пытаясь понять Божие всеведение, связаны с определенным представлением, "мысленной картинкой". Согласно этой картинке Бог, как драматург, когда-то, в определенный момент времени в прошлом, сел и расписал роли персонажей, которые они потом и играют. И тогда ставится вопрос - "могу ли я выбиться за рамки роли прописанной в сценарии?" Если да, то Бог не всеведущ, если нет, то у меня нет реального выбора - я делаю то, что предписано сценарием.

Эта картинка неверна в двух отношениях. Во-первых, Божие знание о поступке является следствием этого поступка, а не его причиной. Во-вторых , применительно к Богу бессмысленно говорить о прошлом или будущем. Для Него все времена находятся в одном вечном настоящем. Он присутствует в любой точке времени одинаково.

Говоря подробнее, трудности в понимании этого связаны с двоякого рода путаницей.

1.Путаница между наблюдением некого акта и его определением. (То, что я наблюдаю некий акт, из какой временной точки я бы это ни делал, никак не значит, что я его определяю).

2.Путаница между человеческим и Божьим временем (вернее, тем, что Бог находится вне времени).

Рассмотрим это подробнее.

1.Разница между наблюдением некого события и его определением, в том, что в случае наблюдения причиной является сам акт, а знание о нем - следствием. Причинно-следственная связь между событием и знанием о нем выглядит так:
событие -> мое знание о событии.

В случае определения причинно-следственная связь иная -
мое решение -> событие.

Отрицание свободного выбора имело бы место, если всякий выбор был определен решением Бога, но христианская вера во всеведение этого вовсе не означает. Она означает именно знание Бога о всех событиях.

Путаница возникает из-за того, что для нас "по умолчанию" более ранние события являются причиной более поздних; но применительно к Богу это умолчание не действует, и тут мы должны рассмотреть вторую путаницу - со временем.

Жизнь точки в одномерном мире мы можем изобразить на плоскости, откладывая по Х движение точки в пространстве, а по t - время. То, что для точки будет рядом последовательных состояний, для нас будет целостной картиной, в которой мы видим все ее состояния одновременно.

Другая аналогия - кинолента, в которой герои фильма движутся от кадра к кадру, но можно размотать пленку и увидеть все кадры одновременно.

Поэтому мы всегда с большой долей условности говорим о том, что Бог предвидит. Он, на самом деле, просто видит всю киноленту (или весь пространственно-временной континуум) полностью и сразу, из конца в конец. Он не движется вместе с нами от прошлого к будущему - Он одновременно присутствует во всех временах, и наблюдает все выборы и их последствия.

Недоразумение тут возникает из попыток приложить к знанию Бога те "уже" и "еще", которые применительно к Богу просто не имеют смысла. То есть мы можем сказать "ты, Господи, уже знаешь, куда я попаду" - потому, что Он находится в той точке времени также, как в этой.

Таким образом, то, что Бог видит все человеческие поступки, никак не означает, что Он их определяет. Мы не можем менять наши прошлые поступки по нашему желанию - на эту тему написано много грустных стихов:

«И горько жалуюсь,
и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю».

Совершенно не во власти поэта смыть печальные строки о его прежних безобразиях, но это никак не отменяет того факта, что эти безобразия были совершены им по его свободному выбору. Скажем, 40-летний поэт со стыдом помнит глупости, сделанные 25-летним, и ничего с ними поделать не может - но это никак не отменяет того, что сделал он их по своему свободному выбору.

Бог одновременно видит и 25-летнего, и 40-летнего поэта - и видит, как выборы, сделанные в 25 приводят к написанию печальных стихов в 40 - потому, что Его знание полно, Он видит все выборы осуществленными - но это никак не значит, что эти выборы не были свободными.

>> задать вопрос



Может ли исповедь заменить прием у психолога?

Почему христианство 16 веков не могло победить нищету, рабство и другие извечные проблемы человечества, о которых само постоянно говорит?

По православному Преданию дьявол не знал, что Христос - Бог. Когда Он спускался в ад, сатана сначала думал, что это просто один из праведников. Но ведь еще при земной жизни Спасителя демоны признавали Его Сыном Божьим, когда Он изгонял их. Как это понять?

Церковь учит, что Иисус Христос во всем подобен нам, кроме греха. А это значит, что Он был смертен, как и мы. Но в то же время Он Сам говорил про свою жизнь, что "Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять пр

Почему Христос так долго не приходит? Ведь если подумать хоть на минуту, сколько зла свершилось за последние 2000 лет, сколько разных лжеучений. Почему Христос медлит с судом, когда бы его приход сразу положит конец всему этому безумию?

Почему в христианстве так активно "продавливается" чувство вины? Почему человек виновен во всем, всегда и постоянно?

В книге Откровения Иоанна Богослова говорится: "Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог". Как это понимать, если Христос сам Бог? Или это имеется в виду Его человеческая природа?

Как сочетается абсолютность Бога с личностью Бога, если личность — это то, что нужно для взаимодействия с другим, но если ты абсолют — другого нет по определению, так как ты — все?

В Библии сказано, что Бог создал Вселенную. Значит и Сатану тоже. Зачем?

Иисус, будучи ипостасью Бога, не знал время наступления Судного дня. Бог - Всезнающий, а Иисус, выходит, - нет. Значит ли это, что Иисус - не Бог?
  следующие 10 >>