анонсы вопрос-ответ
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
православный публицист Сергей Худиев
Мы видим, как после смерти почитаемых людей воспоминания о них обрастают разного рода легендами. Не могло ли того же самого произойти и с Евангелием?

Может ли жизнь выдающихся личностей обрастать мифологическими подробностями? Вообще-то да, может. Жития святых - яркий пример; чем более позднюю версию мы имеем, тем больше в ней отсебятины и явно фантастических подробностей. Однако этот процесс имеет свои особенности.

а) Он требует значительного времени.

В житиях античных мучеников мы находим явно легендарные подробности — по молитвам святых обрушиваются языческие капища, огонь и раскаленное железо не причиняет им вреда, и тому подобное — но вот про новомучеников ХХ века таких историй не рассказывают. События недостаточно удалены от нас во времени, и легенды просто не успевают сформироваться.

б) Этот процесс соответствует определенным культурным ожиданиям.

Ожидается, что святой будет творить впечатляющие чудеса - вот он их творит, чем версия позднее, тем более удивительные. Однако святой не творит ничего, что решительно не вписывалось бы в рамки традиции и культуры составителя житий.

С Евангелием все это не так; рассмотрим это подробнее. Евангелие в первоначальном значении слова - это даже не текст, это определенное возвещение, греч. "керигма". Возвещение это состоит в том, что Иисус из Назарета, распятый и погребенный, воскрес, что Он есть предреченный пророками Мессия, более того, некто, отождествляемый с Самим Богом - Спаситель, Господь, эсхатологический Судия; в свете этих фактов люди призываются покаяться и уверовать в Него.

Соотвествовало ли это ожиданиям среды? Это была среда иудеев - людей, воспитанных в строжайшем монотеизме; как отмечает К.С.Льюис именно члены этого народа были в наименьшей степени склонны обожествлять кого бы то ни было. С точки зрения своей культуры Апостолы проповедовали вещи совершенно немыслимые. Приведу пример. Если некий человек скажет, что покойный о.Александр Мень как-то превратил кирпич в буханку, это мифологизация. Человек воспринимает (думаю, с некоторым основанием) о.Александра как святого, отчего бы святому и не сотворить такого чуда. Однако в рамках мифологизации абсолютно невозможно представить себе утверждения, что о.Александр Мень объявил себя предвечным Сыном Божиим, эсхатологическим Судией и Спасителем, и пообещал вернуться во славе судить живых и мертвых. Такого верующие приписывать своему святому не стали бы никогда. Потому что в образ православного святого такие утверждения не вмещаются абсолютно.

Так вот, еще меньше они вмещаются в образ благочестивого Раввина I-века. Восторженные ученики (по прошествии значительного времени) могли бы приписывать своему Учителю чудеса - это да, такие примеры есть. Но приписать ему слова, которые с точки зрения их религии и их культуры были немыслимой ересью - это уже едва ли возможно. Ни отождествлять себя с Богом, ни обещать вернуться во славе, ни воскресать из мертвых у благочестивых Раввинов I-го века века было как-то не принято.

Второй важный фактор - время. Большинство Новозаветных текстов (утверждающих и божественную природу Иисуса, и Его искупительное служение) написаны при жизни первого-второго поколения учеников Иисуса, и написаны в среде этих самых учеников. Предостаточно свидетелей евангельских событий - как уверовавших, так и их противников - еще были живы. То, что мы имеем в Новом Завете - это именно свидетельство, не преданья старины глубокой, но то, что лично известно достаточному числу людей, которые еще живы на момент создания текстов.

>> задать вопрос



А почему мы должны верить во множество совершенно неочевидных вещей, просто потому, что об этом написано в одной книге? Для чего Богу все так усложнять?

А чем хуже последователи других религий?

Если Бог бесконечен, то почему о Нем сказано, что Он есть «начало и конец»?

Виктор: почему Библия требует от нас принимать Божье существование на веру?

Почему верить в гороскопы считается грехом? А что, если они точно сбываются?

Когда Христос лежал во гробе, пресвятая Троица три дня не была Троицей?

Истории из Библии были на самом деле? Часто слышу: «не стоит воспринимать Библию буквально».

Бог знает будущее. Почему он тогда раскаивается и сожалеет о том, что создал людей?

Почему Иисус Христос запрещал рассказывать о чудесах, которое он совершал?

Зачем Церковь придумала догмат о Святой Троице, если сама говорит, что человеку его не понять? На кого же он рассчитан?
  следующие 10 >>