анонсы передачи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Кроткий Спаситель

автор: Сергей СОСЕДКИН

«И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус... Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:31,35).

То было неблагоприятное время, чтобы создавать семью и заводить детей. Вот уже много лет в стране царил экономический кризис. Правители, назначенные в эту колонию из далёкой могучей метрополии, мало заботились о благосостоянии подвластного им народа. Иногда казалось, что единственной целью властей было лишь увеличить сбор и без того непосильных налогов. Остальное - их мало волновало. И даже новый храм в столице, возведённый на общественные средства, вряд ли мог исправить общее положение дел.

Хорошо тогда жили люди, так или иначе приближённые к власти, а простой народ бедствовал. На улице было много нищих, попрошаек-инвалидов. Время от времени в результате неурожая или засухи в стране случался голод. Но даже когда голода не было, люди жили в постоянном ожидании грядущей беды. В воздухе витало странное чувство, что скоро всё должно измениться. Некоторые знатоки Писания, ссылаясь на древние пророчества, говорили, что грядёт Мессия-Избавитель. Он придёт и всё изменит к лучшему. Он сделает страну и её граждан свободными. Он дарует небывалый расцвет и изобилие. Но никто точно не знал, когда придёт этот долгожданный Мессия и каким образом.

Да, общее положение дел в Израиле два тысячелетия тому назад было крайне неблагоприятным, чтобы создавать семью и заводить детей. Но вот ангел явился к молодой, готовящейся к свадьбе девушке по имени Мария и объявил Ей нечто неожиданное. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою... И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Нет нужды и говорит, что Дева Мария была смущена, даже напугана. Ведь она ещё не замужем, а речь идёт о Сыне. Но в совершенно смирении пред Богом она сказала ангелу: «Се, Раба Господня, да будет мне по слову твоему».

Мы доподлинно не знаем всей гаммы чувств, которые таились в сердце Марии. Как она сама рассказала родственнице Елисавете, её душа прежде всего величала Господа, её дух радовался о Боге-Спасителе (Лк. 1:46,47). Но даже самая твёрдая человеческая вера не гарантирует полного избавления от внутренних опасений. И следует отметить, что у Девы Марии были все основания переживать о грядущих днях и событиях.

Прежде всего, её суженный Иосиф имел полное право оставить свою забеременевшую до свадьбы невесту. Из евангельского повествования ясно, что именно так и собирался поступить праведный Иосиф, узнав о её положении. Как сказано в Евангелии от Матфея: «Иосиф же..., будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого». Как всегда чуткий к воле Божьей, Иосиф не отвергнул свою молодую невесту, «и не знал Её».

Дева Мария могла также переживать о своих родах (ведь это был её первенец) и об обеспечении новорожденного всем необходимым. Её будущий муж Иосиф был трудолюбив, но его специальность, плотник, не сулила в будущем особой роскоши. Заработок плотника и Израиле был невелик, да к тому же крайне неустойчив. Зачастую его труд оплачивался не деньгами, а продуктами и товарами – что называемся, по бартеру.

Если у Марии и были какие-то страхи или неприятные предчувствия относительно родов, то, можно сказать, в чём-то они оправдались. Она готовилась уже родить, когда из центра пришло неожиданное указание: срочно провести перепись «по всей земле». Такой вот всенародный ценз. Причём правительственный указ требовал, что всякий мужчина должен был пройти перепись по месту своего рождения. Таким образом, Иосифу надлежало отправиться из Назарета в Вифлеем, где он и Мария должны были зарегистрироваться.

Мария была уже на последнем месяце и путешествие прошло с трудом. В Вифлееме было не легче. По всей видимости, общая организация переписи оставляла желать лучшего. Во всяком случае в Вифлееме Иосифу и Марии остановиться было негде. Все постоялые дворы и гостиницы были заняты. А Мария должна была вот-вот родить. По преданию Иосиф нашёл свободную пещеру, в которой пастухи находили временно прибежище, спасаясь от непогоды вместе со своим скотом. Там стояли ясли, т.е. кормушка для скота. Именно эти ясли и стали первой земной колыбелью младенца Иисуса – Царя царей, Спасителя мира. Властелин вселенной вочеловечился на земле, избрав местом Своего воплощения захолустный городок Вифлиеем, ставший с тех пор одним из самых известных городом мира.

«Тихо, бесшумно сошел на землю и воплотился Сын Божий. Как капля росы падает на землю, так Сила Вышнего осенила Пречистую Деву, и родился от Нее Спаситель мира... Не только иудеи ждали избавителя; но лучшие из язычников находились в ожидании Некоего, Который спасет человечество от гибели. Но каждый по-своему представлял себе Его пришествие, и, будучи сам плотским, не мог помыслить о духовном. «Иудеи знамения просят, и Еллины премудрости ищут» (1Кор. 1, 22). И никто не ждал Спасителя кроткого и смиренного сердцем, облеченного не земной, а небесной славой». (1)

В ту незабываемую рождественскую ночь начала рушиться завеса, отделявшая, отторгавшая человека от Бога. Потрясённым пастухам, ночевавшим в поле под открытым небом, вдруг явились сонмы сияющих, прекрасных своих совершенством небожителей. Ликующие ангелы первыми возвестили о приходе в земной мир Спасителя именно этим беднякам-скотоводам, заворожив их слух чудным божественным гимном: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человеках благоволение!» Простые пастухи услышали благую весть о Рождении Сына Божия. Однако для всего остального мира новая эра наступила тихо и незаметно.

Чудо спасения рода людского Господь Бог начал совершать в удивительно скромных условиях. Вифлеемское воплощение привело к тому, что Бог Сын принял человеческие свойства, не отказавшись от свойств божественных. Две природы единились в одну, не смешавшись, не потеряв своих отличий. Как свидетельствует апостол Иоанн, до этого «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (1:18)». В словах Иоанна содержалось внешнее противопоставление откровению, данному народу Божию через Моисея, что никому не дано увидеть Бога. Ныне же во Христе человечеству была во всей полноте явлена святая суть Божия, во Христе пришло спасение наше. Бог во плоти человеческой, Богочеловек Сам пришёл к нам. Наконец-то мы узрели Бога, Его милость, Его любовь.

Христос недвусмысленно отождествил Себя с бедными и бесправными, когда вошёл в мире сей не через надраенный парадный вход, но через лестницу, предназначенную исключительно для черни. Земные родители Христа не были «новыми израильтянами». И Младенец явился на свет не в каком-то фешенебельном отеле типа «Хилтона» или «Рэдиссона».

История свидетельствует, что после Рождества Христова политико-экономическая ситуация в Израиле не изменилась к лучшему. Власти лютовали пуще прежнего, а простой народ страдал. В недалёком будущем людей ожидали ещё большие испытания. Но внешний кризис был уже не столь страшен, ведь Сам Господь Бог явил благодать избранным Своим.

Как бы нам не было трудно и одиноко, мы не одни. Господь прекрасно знает, что значит внешняя неустроенности и страдание. Вся Его земная жизнь прошла в удивительно скромных условиях. Спасение не кроется во внешнем богатстве, оно в богатстве духовном.

Христос явил славу Божию и принёс духовный мир на нашу грешную землю. Мы обретаем этот мир, когда с верою обращаемся ко Христу. По Своей и Отчей воле Он стал Сыном Человеческим. Он возвестил на Благую Весть и совершил чудо спасения нашего.

В представлении многих Рождество Христово, увы, лишь очередной выходной в череде праздничных дней, так или иначе связанных с Новым Годом. День, когда можно посидеть с друзьями и, если останется время, посмотреть по телевизору кусочек праздничного богослужения из Москвы. В общем, довольно скучный, ничем не примечательный выходной.

Однако для людей искренне верующих Рождество Христово – один из величайших, один из самых радостных дней в году. Мы знаем, что празднуем. Познайте и вы радость Рождества Христова. А её можно познать даже в самое тяжкое время. Как известно, всякое время благоприятно для спасения нашего – будь то дни внешнего благоденствия или годы жестокого кризиса. Христос прекрасно знает тяготы бедной жизни. Как и ведает Он о потенциальной опасности внешнего успеха. Обратимся же ко Христу с верою! Умалившись, придём в раскаянии к святому Младенцу, к всесильному Царю царей, к Богочеловеку, лежащему в грубо сколоченной кормушке для скота. И Христос обязательно примет нас в любви и прощении и дарует нам Свой необыкновенный, ни с чем не сравнимый духовный мир.
Аминь. (1) Цитата из рождественской проповеди о. Иоанна, архиепископа Сан-Франциского.


О внешнем и внутреннем (часть 1) Общество жаждет внешней красоты...
скачать mp3

Чьё мнение нам наиболее важно?



Кроткий Спаситель
Мысли накануне Рождества