анонсы передачи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Трапеза надежды

автор: Сергей СОСЕДКИН

«Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 24:9).

«Кому как не учёным играть бога на сцене жизни?» Этим риторическим и откровенно богохульным вопросом задаётся профессор Джеймс Уатсон – всемирно известный генетик, один из первооткрывателей структуры ДНК. Ныне доктор Уатсон занят поисками гена, «ответственного» за старение человеческого организма. Заявленная цель учёного крайне амбициозна. Именитый профессор рассчитывает не просто увеличить продолжительность человеческой жизни. В конце концов, он надеется одержать полную победу над смертью, раз и навсегда выкинув эту неприятную составляющую из уравнения человеческой жизни. Вот что в представлении профессора Уатсона означает «играть бога» на земных подмостках.

Разумеется, в этом стремлении преодолеть, победить смерть нет ничего нового. Мечта о бессмертии стара как мир. Вспомним хотя бы древнешумерское сказание о царе Гильгамеше. Это одно из старейших литературных произведений человечества было написано более пяти тысяч лет назад. Сказание повествует о бессмертном существе, которое предлагает вечную жизнь царю Гильгамешу при условии, что тот не уснёт в течение шести дней и семи ночей. Царь принимает это условие, но, увы, скоро засыпает и, таким образом, безвозвратно теряет свой шанс на бессмертие.

Сегодня, пять тысяч лет после неудачной попытки царя Гильгамеша обрести жизнь вечную, смерть по-прежнему является повседневной реальностью нашего бытия. Люди рождаются и рано или поздно умирают. Как пела когда-то группа «Сплин»: "...И думают люди, в Ленинграде и Риме, что смерть это то что бывает с другими, что жизнь так и будет вертеть и вертеть колесо..." Мысль эта звучит крайне неприятно, но мы все рано или поздно умираем. Логически мы это принимаем, но эмоционально смирится с таким положением дел на можем. Пред лицом неминуемой смерти человеку нужна надежда.

Разумеется, ныне мало кто поверит в сказку о бессмертии в обмен на семь бессонных ночей. Что же остаётся нам? Надеяться ли на неожиданные открытия учёных-генетиков вроде профессора Уатсона? Или рассчитывать на что-то другое? Есть ли, вообще, надежда пред лицом неминуемой для каждого из нас смерти?

За ответом обратимся к Священному Писанию – а именно к ветхозаветной книге пророка Исаии. Отрывок, над которым мы поразмышляем сегодня, был написан около двух тысяч лет после сказания о Гильгамеше и почти за три тысячелетия до современных исследований д-ра Уатсона. В 25-й главе своей книги пророк Исаия, прибегая к древнееврейскому поэтическому слогу, повествует о чудном пире на горе Сион:

“И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин (25:6).”

Исаия пророчествует о благом застолье, которое созывает Всемогущий Господь на святой горе Сион. Среди гостей - представители всех народов земли. Они приглашены на трапезу из редких деликатесов и самых изысканных напитков. Праздничный стол ломится от угощений из отборных мясных вырезок, его украшают лучшие сорта чистого вина.

Чему же столь рады, собравшиеся со всех концов земли? Каков повод для этой благой трапезы? Исаия пророчествует о том времени, когда Всемогущий Господь "воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме" (24:23). Сила и слава Божия будут явлены тогда по всему миру. Это венчание Господа на вселенский трон, которое празднуют народы земли.

Но праздник не может быть настоящим, не может быть полным до тех пор, пока не исчезнет тот источник печали, который столь часто отвращает нас от святой радости. Пророк говорит о покрывале, покрывающем все народы и лежащем на всех племенах (ст. 7). Это покрывало - смерть. Исаия возвещает, что настанет чудный день, когда Господь поглотит смерть навеки.

Вдумайтесь в глубокий смысл этой пророческой метафоры: смерть, поглощающая бесчисленные человеческие жизни, однажды сама будет поглощена, поглощена Господом.

В ярком свете этого чудного пророчества меркнут любые самые смелые, самые неожиданные медицинские достижения. Конечно, мы, верующие люди, служащие Богу на этой земле, приветствуем научные исследования, которые позволяют продлить активную жизнь человека. Но продление жизни само по себе в отрыве от служения Господу не является для нас наивысшей ценностью. Мы ведаем, что никому не дано прятаться от смерти бесконечно долго. Профессор Уатсон и его коллеги пробуют играть Бога на сцене жизни. Но мы-то знаем, в этой постановке не будет хэппи-энда. Её неизбежным концом станет разочарование, горькие слёзы и смерть. Самый умный, самый талантливый учёный не в силах поглотить смерть навеки.

Не забудем и о том, что для человека без живой веры длинная жизнь зачастую становится настоящим мучением. В молодости великий ирландский драматург Джордж Бернард Шоу то ли в шутку, то ли всерьёз мечтал о продлении человеческой жизни. Но когда ему исполнилось 94 года, он разоткровенничался перед близким другом: "Всё, чего я желаю - это умереть. Но моя живучесть всё не отпустит меня".

Для сравнения, для контраста вспомним слова апостола Павла, тоже готовящегося к своей земной кончине. Престарелый апостол пишет своему молодому соработнику Тимофею: "Время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил" (2 Тим. 4:7). В этих словах апостола, предчувствующего свою скорую земную кончину, слышна грусть, но нет в них пустоты, нет языческого фатализма и безысходности. Апостол не стремится к смерти, но и "времени своего отшестия" он не боится.

Годами раньше в своём первом письме к верующим в городе Коринфе Павел процитировал слова пророка Исаии, о которых мы уже говорили сегодня: "Поглощена смерть победою" (1 Кор. 15:54). О какой победе писал апостол? О великом подвиге Христовом, о Его смерти и воскресении!

"Поглощена смерть победою". По апостольскому учению этот конец смерти имеет два времени, два измерения. Первое измерение надежды нашей корнями уходит в прошлое. Эта надежда пред лицом смерти покоится на первом пришествии нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. На кресте Голгофы Сын Божий нанёс сокрушительный удар по смерти. Смерть утеряла свою безраздельную, тоталитарную власть над человеком верующим. Христос сломил её жало. Как возвещает нам древняя литургия, Своею смертью Он попрал смерть. Верующий в Господа человек сердцем знает об этом и не страшится своего земного конца.

Однако физическая смерть ещё пребывает в этом мире. Второе измерение нашей христианской надежды, её будущее время - во Втором пришествии Господа. Апостол Павел говорит именно о Втором пришествии Христовом, провозглашая, что последним врагом, который истребится, будет смерть (1 Кор. 15:27). Именно это окончательное, полное истребление смерти и отпразднуют народы, приглашённые Богом на великую трапезу на святой горе Сион. Все верные Господу возрадуются, ибо «поглощена будет смерть навеки, и отрёт Господь Бог слёзы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле» (Ис. 25:8).

Первое пришествие на землю Христа (случившееся около двух тысячелетий назад) и Его второе пришествие (которому ещё надлежит свершиться) – вот два ярких маяка христианского упования пред лицом смерти, два прочных основания, на которых покоится надежда наша.

Вот почему христиане не страшатся смерти. С молитвою на устах идём мы извилистой тропою земной жизни, служим Господу и славим Его пречистое имя. Мы знаем, что грядёт тот чудный день, когда Бог соберёт всех нас пред Собою, и мы, дети Его, скажем: «Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 24:9).
Аминь.


О внешнем и внутреннем (часть 1) Общество жаждет внешней красоты...
скачать mp3

Чьё мнение нам наиболее важно?

Трапеза надежды
«Кому как не учёным играть бога на сцене жизни?» Этим риторическим и откровенно богохульным вопросом задаётся профессор Джеймс Уатсон – всемирно известный генетик, один из первооткрывателей структуры ДНК.
скачать mp3