анонсы статьи
новости
17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник
О праздниках

Константин Захаров, Санкт-Петербург

Рождество Христово было, его не отменить.
Рождество Христово было, его не отменить.
Праздник — это что-то из далёкого детства. Снег мне, пятилетнему, по пояс, вечером слышно, как трещат сосны, а дома у печки тепло. Папа приехал с работы, носит воду в больших вёдрах — поит лошадь. Мы с мамой лепим пельмени. Скоро приедут дядя Витя и дядя Слава, папины братья.

В окне мелькает сквозь сосны свет фар: последний автобус едет по шоссе. Через полчаса они ввалятся в дом, холодные, весёлые, шумные. Городские тётушки оттеснят меня от стола, и я повисну на дядьях, как обезьянка — ничего больше мне от праздника не нужно. Ну, может быть ещё привезут мороженое «Бородино» — невероятно вкусное и сытное, мама развернёт его, положит в блюдечко, даст мне ложечку и накажет есть маленькими кусочками, чтобы не застудить горло. Да я и сам буду эту вкуснятину растягивать, сколько могу.

Потом родственники стали приезжать реже — у всех свои проблемы и свои компании. Я не грустил. Я брал собаку и шёл в поле по тракторной колее. Оттуда открывался замечательный вид на село, полное жёлтых праздничных огоньков и на небо, полное жёлтых праздничных звёзд. Смотри во все стороны, дыши полной грудью и верь, что весь этот мир принадлежит тебе.

Прошло Бог знает сколько времени, а мне до сих пор не нужно никакого другого праздника. Только, увы, тех людей со мной больше нет. И живу я в большом чужом городе, на шестом этаже каменного ящика, без собаки. Наверное поэтому праздники потеряли былую остроту. Да и шума мне в будни хватает. В праздник хочется тишины и покоя.

Праздники — это личное. Позвал богатый вельможа своих друзей, а у них у каждого дела важные. Что важнее — пару волов испытать, или пойти плотно поесть и сладко попить? Для серьёзного человека дело, естественно, важнее. Это нищим с дорог и из-под заборов, у них еда — забота. А теперь спросим по-другому: что важнее — заниматься делами или прийти к другу, когда он зовёт? Не важно зачем. Вот Есфирь царя на пир звала, но на самом деле у неё горе было. Не будем вдаваться в подробности и отношения, просто отметим, как факт — поддержка человеку бывает не только в горе нужна, но и в радости.

О смысле празднования Рождества и Нового года ломаются копья за копьями. Для одних Новый год это однозначно «восьмой день после Рождества», хоть со школы всем известно, что календарь, начинающийся с первого января, введён Юлием Цезарем в 43 году до н.э. (поэтому он юлианский), и они будут это отстаивать, как один из важнейших принципов своей веры.

Для других наоборот 25 декабря это день зимнего солнцестояния, бывший у древних народов языческим праздником поклонения какому-нибудь Осирису, а значит, Рождество праздновать категорически нельзя.

А почему бы просто не отпраздновать? Не хочешь идти к другу — паши на своих волах, он себе нищих найдёт. Не идёт друг к тебе — зови нищих, пусть друг пашет. Что тебе до него, а ему до тебя? Какие претензии, какие обиды? Неужели Господь будет судить нас по тому, как мы празднуем или не празднуем? Ну хорошо, даже если Он будет судить, то нам-то Он этого права не давал.

Настоящей даты Рождества мы не знаем. Да она и не важна. Важен сам факт: Рождество Христово было. Его не отменить. Почему была назначена эта дата, а не другая — за веками уже не разглядеть. Да это и не нужно, ведь мы событие празднуем, а не дату. То же и Новый год. Первое января по факту — день самый обычный. Мы захотели вложить в него некий смысл — и теперь это самый тихий день в году. Есть чему радоваться? Несомненно. Не хочешь радоваться — грусти. Но не суди того, кто радуется тому, что стал на год старше или на день ближе ко встрече с Богом.

Мне кажется, не в том суть, какую дату и каким образом праздновать. Плясать ли, подобно Давиду, сидеть ли за столом при свечах или просто лечь спать, как в любой другой день. Суть в том, что весь этот мир с жёлтыми огоньками в деревнях и жёлтыми звёздами на небесах создан для нас Тем, Кто родился в один из самых обычных дней на земле в такой вот обычной деревне под обычным небом.

Мы этим миром плохо распоряжаемся и звёзд стараемся не видеть. Нам всё хочется приспособить к какой-то пользе, вот и из Рождества сделали коммерческий праздник, снабдили его Дедом Морозом и Санта-Клаусом, а Того, Чьё рождение празднуется, постарались забыть.

Но так устроена человеческая память — забывать главное за заботами, а заботы за праздниками. Двойной барьер. Но даже за этим двойным барьером звучат призывные голоса. Пусть государство пытается подчинить себе церковь — взамен оно даёт ей прайм-тайм телевидения для трансляции литургий, и весть становится слышна.

Пусть за рубежом торжествует пародия на толерантность и отменяют даже само название Рождества — но совершенно далёкие от религии артисты с мировыми именами вдруг выпускают сборники рождественских гимнов, и эти песни совершенно нетолерантно звучат по радио.

Настоящий праздник всё равно продолжается: радость Господа о потерянных овцах, которые всё же находятся, потому что могут услышать хотя бы слабый голос. И встречаясь потом с благовестниками не чувствуют себя инопланетянами потому, что Истина звучит знакомая с детства, только забытая. Даже для атеиста. И Бог становится чуть-чуть ближе. Разве это не праздник?
В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах
  Следующие 20 >>