Мы встретили новый, 2012 год. Одна из особенностей, отличающих людей от всех остальных живых созданий - это способность чувствовать (и отсчитывать) ход времени. Как говорит К.С. Льюис, мы достаточно приподняты над временем, чтобы чувствовать, как оно уходит.
Все человеческие культуры так или иначе - в разное время, с разными обычаями - празднуют наступление Нового Года. Все как-то исчисляют время.
Псалмопевец говорит: ”Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое” (Пс.89:12). Библия много говорит о поиске мудрости. Бог особенно одобряет Соломона за то, что из всех даров он просит у Него именно мудрости: "даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло” (3Цар.3:9).
В книга Притчей мы читаем: “Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум” (Прит.4:7). Эта мудрость опирается на благоговейный страх Божий: “Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих [заповеди Его]. Хвала Ему пребудет вовек” (Пс.110:10).
Что же такое мудрость? В наше время это понятие почти утрачено. Понятие “разума” сузилось и исказилось и это очень большая потеря для всей современной культуры. Дело в том, что исторически существуют два понимания того, что такое разум и зачем он нужен.
Традиционно - у христиан (но не только) разум понимался как способность видеть цель, смысл, предназначение мироздания и отдельной человеческой жизни, способность отличать добро от зла, правильный путь от неправильного. Видеть, в чем состоит наш долг и наша надежда.
С эпохи просвещения (более конкретно, с шотландского мыслителя Дэвида Юма) разум лишился функции определения главных целей жизни, а стал рассматривать только как инструмент наших желаний.
Мы хотим тех или иных вещей - достатка, безопасности, власти, удовольствий - и мы используем разум для того, чтобы достигнуть этих целей. Как выражал эту идею сам Дэвид Юм: “Разум является и должен быть рабом страстей, и никогда не должен притворяться, что может не только подчиняться и служить им”.
Такое, «техническое» понимание разума глубоко укоренилось в нашей культуре. У нас называют “умным” человека, знания и интеллектуальные способности которого, позволяют ему добиваться своих целей - чаще всего, власти и денег.
Такой “умный” по мирским меркам человек может прекрасно владеть иностранными языками, прочитать много толстых книг, быть подкованным экспертом в различных областях, но быть, в библейском смысле, глупцом и невеждой. У него мощная, скоростная, обустроенная по последнему слову техники машина, но он несется на ней в пропасть.
Другой человек может быть откровенно простоват и необразован - но мудр библейском смысле. Он знает, зачем он живет, какие цели себе ставит. Он идет пешком - но идет в Отчий Дом, к вечной жизни и вечной радости.
Лучше всего, конечно, быть мудрым, умным и образованным одновременно. Но если уж выбирать, быть мудрым - гораздо важнее. И наступающий праздник дает нам возможность еще раз подумать над расстановкой приоритетов - что мы хотим обрести в Новом Году? Новые вещи, новые удовольствия или то, что важнее всего этого - сердце мудрое?