анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
Довольны ли вы собой?

Игорь Попов, Москва

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Территория"
Сегодня считается немодным и даже каким-то постыдным нравственный пафос в искусстве. Нужно описывать жизнь такой, какая она видится каждому из нас, не ставя диагноза, не ссылаясь на этику и не оценивая ее. Интересно, сколько гениальных произведений искусства были потеряны для нас, если бы мы применяли эти критерии к ним?

Замечательный русский писатель Олег Куваев отличался в своей прозе именно таким человеческим пафосом. Его герои задавали друг другу «неудобные» вопросы, оценивали и весьма резко выносили свои вердикты тому, что происходило вокруг них. Более того, Куваев непосредственно обращался к читателю своих произведений, не боясь обвинений в излишнем морализаторстве.

Сказать, что Олег Михайлович Куваев был популярным писателем - не сказать ничего. Он был не просто популярным, он был по-настоящему культовым прозаиком, и этому способствовала слава его неординарной и всесторонней личности. Летом 1952 года Куваев поступил на геофизический факультет Московского геологоразведочного института им. Серго Орджоникидзе, который окончил в 1958 году. За годы учебы в институте побывал в экспедициях на Тянь-Шане, в Киргизии, в верховьях Амура. В 1956 году во время экспедиции на Тянь-Шане был написан первый рассказ «За козерогами», напечатанный в журнале «Охота и охотничье хозяйство» (№ 3). В 1957 году, будучи студентом-дипломником, Куваев попал на Чукотку, экспедиция работала в районах бухты Провидения, бухты Преображения, залива Креста. После защиты диплома в 1958 году Олег добился распределения на Чукотку и в течение 3 лет работал начальником партии геологического управления в поселке Певек, на берегу Чаунской губы. В Певеке Куваев получил первый опыт литературной работы в литобъединении при местной газете «Полярная звезда». Альманах «На севере дальнем» опубликовал рассказы Олега «Зверобои» и «Гернеугин, не любящий шума».

Но кому сейчас может быть близка его проза, полная резких суждений, конкретных формулировок и постоянных нравственных и этических оценок? Этот же вопрос возник у меня, когда я услышал об экранизации его «программного» романа «Территория». Лично для меня Куваев был тем писателем, на прозе которого я рос, питал свой юношеский максимализм и романтизм и повторял фразы его героев. Прозу Олега Куваева отличает редкая искренность повествования, гармоничность, тонкая наблюдательность и точность в описании человеческих характеров, законченность образов, вера в человека. Характерной особенностью его творчества также можно назвать глубокое уважение к коренным жителям Севера, их опыту выживания и адаптации к природным условиях Заполярья. Олег Куваев как сценарист и консультант участвовал в создании ряда документальных фильмов, посвященных жизни коренных народов Севера. В то время среди редакторов даже бытовала фраза «писать по-куваевски».

И все же, роман Куваева рискнул поставить русский режиссер Александр Мельников. 16 апреля он вышел на широкий экран. Экранизация изданного в 1975 году известного романа выгодно выделяется на общем фоне российского проката. Это не то кино, к которому нас приучил за последнее время отечественный кинопром – не романтическая комедия, криминальный боевик, социальная драма или фильм про войну. Это эпическая постановка с множеством узнаваемых актеров и с замечательными съемками бесконечных красот русского севера.

Удалось ли режиссеру достойно экранизировать роман? Сразу скажу, что мне лично фильм понравился, не смотря на весьма большой метраж – около 3 часов экранного времени. Я лично считаю, что поставить прозу Куваева, не смотря на четко прорисованный сюжет, динамичное повествование и острые конфликты – дело практически невозможное, потому что проза Куваева – это постоянное столкновение мира идей и личностей. Это очень сложно передать языком киноискусства.

Фильм, как и книга, основан на реальных событиях открытия грандиозного месторождения золота на Чукотке. Советская Чукотка, 1960 год. Геологическая экспедиция, которую возглавляет старший инженер Илья Чинков, в соответствии с планом ищет месторождения олова. Чинков, однако, полагает, что на отведенной ему территории может быть месторождение золота. Поэтому он, в нарушение приказов начальства, требует от подчиненных, чтобы они искали драгоценный металл. Долго так продолжаться не может – у геологов есть лишь несколько месяцев на то, чтобы подтвердить теорию Чинкова или заплатить за провал своими карьерами или даже свободой.

В фильме великолепная актерская команда: Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Ксения Кутепова, Евгений Цыганов. Конечно, можно предъявлять претензии к тому, как фрагментарно были выбраны сюжетные эпизоды из романа. В романе можно проследить две основные сюжетные линии. Первая из них – борьба Чинкова с вышестоящими чиновниками. Вторая линия – противостояние подчиненных главного инженера с природой. Герои то замерзают в снегу, то голодают из-за задержки самолета с припасами, то ломают ноги на горном склоне.

Вообще, я считаю, что в данном случае очень интересна и реальная история, рассказанная писателем, особенно удивительны прототипы героев. Расскажу лишь об основных персонажах, их реальная история сама по себе может читаться как приключенческий роман.

Поселок, описываемый в романе, это, конечно, Певек. Собственно, главный герой Илья Николаевич Чинков имеет вполне реального и легендарного прототипа. Это советский геолог, один из первооткрывателей месторождений золота на Колыме и Чукотке (ранее там добывалось только олово) Николай Ильич Чемоданов. Один из организаторов системы Северо-Восточного геологического управления. Его роль и исполнил Константин Лавроненко.

Актер Егор Бероев играет руководителя геологической партии Владимира Монголова. Он часто вступает в открытую полемику с Чинковым. По разным версиям одним из его реальных прототипов является легендарный геолог Василий Алексеевич Китаев, известный открыватель чукотских золотых россыпей бассейна р. Ичувеем.

Один из самых ярких персонажей в фильме Сергей Баклаков – волевой, целеустремленный и влюбленный в свою работу геолог. Его прототип установлен совершенно точно – это еще один легендарный советский геолог Василий Феофанович Белый. В этом сознавался сам Куваев: «Особенно жаль мне В. Ф. Белого. Он же действительно многое сделал. Он действительно был прост и упрям. Кстати, прототипом Баклакова является именно он, а не О. Куваев. Просто я не знал его детства и посему вынужден был прицепить часть биографии своей и знакомых мне биографий. Но Баклаков взят именно с В. Ф. Белого…».

Геолог-съемщик, заслуженный деятель науки, профессор В.Ф. Белый участвует в рекогносцировочном геологическом картировании. Благодаря этому были закрыты обширные «белые пятна» на геологической карте Евразии, уточнялись и отрабатывались такие важнейшие понятия геологии Северо-востока, как Охотско-Чукотский вулканогенный пояс, Ниппонская, или Корякско-Камчатская геосинклиналь. Составляя тектоническую карту, В.Ф. Белый в 60-х гг. определил некоторые понятия, проработка которых не исчерпана и сегодня, в частности Эскимосский срединный массив (жесткая структура, объединяющая древние кристаллические породы, обнаженные на Чукотском п-ове и на п-ове Съюард на Аляске).

Ну и один из самых неординарных персонажей в фильме, которого, на мой взгляд, великолепно сыграл актер Евгений Цыганов – Андрей Гурин. В жизни он был не менее экстравагантным человеком. Это геолог Сергей Александрович Гулин. Вот как о нем писал известный геолог Эдуард Эрлих: «Мы были приятелями с первого курса Горного института. Вместе проходили производственную практику в Средней Азии. Два-три последних года студенческой жизни мы были неразлучны. Среднего роста, плотного сложения, круглолицый и темноволосый, острый на язык, он привлекал к себе. Яркий, веселый, взрослее всех нас, еще в студенческом возрасте он любил женщин и был неотразим для них, занимался горными лыжами и мотогонками. У него был зоркий глаз: его наблюдения были точны, он не останавливался лишь на описании фактов, а шел в их анализе до конца… Сергей провел на Чукотке два года. Он никогда не рассказывал мне, чем там занимался. Разве что жаловался на то, что трудно работать с тамошним руководством — воспитанниками школы печально знаменитого лагерного Дальстроя. Но и там он оставался самим собой. Он развил идею связи золоторудных проявлений не с глубинными магматическими породами — гранитами, а с их вулканическими аналогами. Это привело к коренному изменению направления поисковых работ на золото в этом районе».

Конечно, настоящие поклонники романа будут говорить мне, что режиссер многое переиначил, конфликты между героями, такие явные в романе, не так остро ставятся в фильме. Да и дружба между героями в романе, не так видна в экранизации. И все же, я считаю, что Мельникову удалось главное – передать ту самую атмосферу упорного труда геологов. И вот здесь и кроется главный посыл всего фильма – главное его послание.

Не один раз в фильме противопоставляется «потребительское» отношение к жизни и преданность своему делу героев. Главное, что нет и романтизации профессии. Баклаков говорит, что романтики нет тут никакой, романтики придут потом, когда они подготовят для них площадку.

Фильм снят в уходящий из наших кинотеатров манере «советского кино». Во время сеанса из зала ушло человек пять. Это, безусловно, не кино для развлечения. Это то самое кино, которое заставляет зрителя думать, спорить. А думать и спорить есть о чем. Герои часто идут на сознательную жертву собой, чтобы найти для страны золото. Зачем идти на такие жертвы? Стоят ли они того?

Герои фильма считают, что стоят. Цены своей собственной жизни стоят, а вот цены жизни товарищей нет. Именно поэтому умирающий тракторист дядя Костя, обращаясь к жене начальника партии, просит ее: «Ты уж выживи, пожалуйста, а». Сейчас модно рассуждать о том, что нужно выйти из зоны своего комфорта. Да ведь не в зоне комфорта дело, а в том, ради чего мы жертвуем и ради чего живем. Именно на эти вопросы герои ищут и дают свои ответы.

В фильме есть один эпизод. Из-за своего острого желания выполнить приказ руководства, один из героев посылает на самолете оборудование, но не разрешает взять запасов еду, думая, что пошлет вторым самолетом их. Второй самолет отправить не удается, и человек понимает, что этим самым он обрекает своих товарищей на смерть. И он сам, и его руководитель Чинков понимают, что спасти геологов может только чудо. На вопрос Чинкова верит ли он в Бога, геолог отвечает: «Я комсомолец… но я каждый день молюсь за них».

Герои фильма размышляют ради чего и для чего они пришли в этот мир. Не ради денег и приобретательства, ни ради того, чтобы быть известными и знаменитыми, а ради того, чтобы выполнить свою миссию на земле, миссию, ради которой они живут и преодолевают препятствия.

Именно к этому и подводит читателя в конце романа сам Олег Куваев: «Если ты научился искать человека не в гладком приспособленце, а в тех, кто пробует жизнь на своей неказистой шкуре, если ты устоял против гипноза приобретательства и безопасных уютных истин, если ты с усмешкой знаешь, что мир многолик и стопроцентная добродетель пока достигнута только в легендах, если ты веруешь в грубую ярость твоей работы - тебе всегда будет слышен из дальнего времени крик работяги по кличке Кефир: «А ведь могем, ребята! Ей-богу, могем!» День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня».

И как тут не согласиться с этой старой истиной. Ведь наше завтра создается сегодня. И важно то, ради чего мы живем, чему мы преданы и что готовы принести в жертву ради этого, «дорожа временем, потому что дни лукавы». И только мы сами можем ответить на последний вопрос автора романа и авторов фильма: «Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?..»
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>