анонсы статьи
новости
26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы

4.12.2023
На кровле собора Нотр-Дам-де-Пари установлен новый шпиль
Пятидесятница

Андрей Горин, Санкт-Петербург

Август Неандер, которого иногда называют отцом протестантской церковной истории (если вообще имеет смысл говорить о конфессиональном измерении науки), начинает рассуждение о Пятидесятнице, называя ее отправной точкой в истории церкви, в той духовной жизни, которую Христос дал человечеству и которая с тех пор расширяется и действует в нас и будет действовать до тех пор, пока все человечество не изменится по образу Христа [Неандер. История роста и развития христианской церкви при апостолах. I.3.4]. С этой мысли начнем рассуждение и мы.

О чем, собственно, мы говорим, вспоминая о Пятидесятнице, отмечая ее как большой христианский праздник? Пятидесятница, все произошедшие тогда события, оказываются следствием событий пасхальных. Христос воскрес, вознесся на небеса, откуда излил на апостолов Духа Святого. Тот же самый Дух Божий исполняет всякого уверовавшего во Христа, члена церкви Христовой. Таков, вкратце, основной смысл. Посмотрим на Пятидесятницу несколько подробнее.

Христос возносится на небеса, а через десять дней происходит сошествие Святого Духа, что и знаменует собой возникновение Церкви. Сошествие Духа не произошло бы, не предшествуй ему воскресение и вознесение Христа. Это было первое деяние вознесенного Искупителя, Христос воссел на небесах как наш Посредник, и события Пятидесятницы кладут начало его незримому присутствию и непрерывной чреде явлений, знаменующих исполнение его же обетования быть с нами до скончания века (Мф. 28:20).

Вознесение Христа завершает пасхальные знамения и означает переход к духовному присутствию Христа в его Церкви. С одной стороны, Церковь Божия там, где верующие собраны во имя Христа (Мф. 18:20). Причем это означает и конкретное собрание, какое-либо служение, так и собственно присутствие верующих, живущих или находящихся в определенной местности. Другое измерение Церкви состоит в том, что она есть тело Христово, и в таком качестве есть особая полнота божественного присутствия в истории (Эф. 1:23). Полнота Божьего присутствия в Церкви знаменуется величайшими чудесами возрождения уверовавших во Христа, непрестанно продолжающихся до сего дня. Уже одно это чудо, начало новой жизни конкретных людей, обращающихся от порабощенности вещественным началам мира и обретающим новые ориентиры, ценности, смыслы своего существования, трудно переоценить. Но более того, новая жизнь во Христе недаром называется жизнью вечной. Вечная жизнь начинается в рамках конкретных обстоятельств, но знаменует собой жизнь в Божьем царстве, в восстановленных отношениях с Богом, которые были разрушены грехом, но обрести которые возможно каждому.

Это расширяет горизонт нашего взгляда на Церковь и день Пятидесятницы и ее вселенское, космическое значение. Оно ярко выражено в православной иконографии Пятидесятницы, ярко иллюстрирующей два полюса этого события, соотносящиеся с упомянутыми двумя измерениями Церкви. Первый полюс: сошествие Святого Духа на апостолов, знаменующееся известными огненными языками и связанным с этим провозвестием на языках выходцев из разных мест, пришедших в Иерусалим на еврейский праздник. Второй полюс: проповедь Петра, соединяющая ветхозаветные повествования и пророчества с сегодняшним днем, с актуальной действительностью, с тем, что происходит на глазах всех собравшихся.

Собравшиеся в тот день в Иерусалиме отмечали праздник Шавуот, соединяющий в себе воспоминание о даровании Торы Моисею на Синае, и праздник первых приношений, проще говоря, жатвы. События дня Пятидесятницы стали, тем самым, особой жатвой. Жатвой освобождения от греха и посвящения человечества Богу, жатвой Нового Завета. Рождение Церкви знаменует собой видимое присутствие Царства Бога на земле, проявляющегося в верующих. Теперь люди из всех народов становятся Божьей нивой и соответствующей жатвой. Теперь нет нужды встраиваться в некое чужое повествование, чтобы угодить Богу, как это надо было делать по ветхозаветному закону. Теперь каждый слышит веяние Духа Божия в конкретных обстоятельствах своей жизни. Эти обстоятельства, иной раз, кажутся столь далекими и чуждыми недосягаемому потустороннему божественному присутствию. Но во Христе, в излиянии Духа Божия, происходит разбор завалов, деконструкция сакрального, и Бога можно встретить там, где человек никогда и не чаял обрести его, в своей повседневности. А дальше, это становится новым началом чудесного домостроительства, когда во Христе можно построить чудный храм Богу в собственном сердце. И возведению и украшению этого храма не будет конца.

Так что события Пятидесятницы знаменуют собой отношения человека с Богом. Да, конкретные обстоятельства и традиции празднования могут быть очень разными. Но это имеет смысл в том, о чем кратко сказано выше. Если наша Пятидесятница состоялась, то и проживание этого праздника может утвердить человека в вере, укрепить единство Церкви, способствовать продолжению проповеди Евангелия, в духе проповеди Петра, применяющей слово Писания в конкретных обстоятельствах, когда оно становится действительным Словом Божьим, обращенным к конкретному человеку, звучащим в конкретных обстоятельствах, огненным языком Духа Божьего показывающим цену нашей жизни, открывающим доступ к подлинным смыслам, к новой жизни с Богом во Христе.
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>