Иногда людям кажется, что вера — это нечто, подобное влюбленности. Она "нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь". Идет человек по улице, никого не трогает, и вдруг на него сваливается вера — он становится христианином. Или не сваливается — и он спокойно идет, куда шел. Что же, бывает внезапное обращение — как бывает и любовь с первого взгляда.
Но человек, который ожидает, что на него внезапно, как-то без его участия свалится великая любовь и супружеское счастье, рискует на всю жизнь остаться в одиночестве. Особенно если он (или она) игнорирует любые проявления интереса и симпатии. Так и человек, который ожидает, что на него свалится вера, рискует упустить свое приглашение в Царство.
В нашей жизни действует Божий промысел — Бог посылает нам то, что можно было бы назвать «пригласительными». Например, человеку в руки попалась книга, где как-то упоминается христианская вера — даже не обязательно христианская - я знаю людей, которых подтолкнули к вере антихристианские книги. А может быть человек встретил верующих людей. Или какие-то обстоятельства жизни побудили его задуматься о Боге. Или, гуляя по интернету, он наткнулся на чье-то свидетельство веры. Или, идя по своим делам, зашел в храм. Ничто из этого не произошло случайно — это действия Бога, который заботится о нашем спасении.
Вера — это решение отозваться. Можно игнорировать приглашения, можно их старательно не замечать, можно во всем видеть бессмысленные совпадения — а можно открыться присутствию Бога в своей жизни. Это как решение отозваться на любовь или дружбу другого человека.
Мы принимаем решение отозваться на Божий зов — мы начинаем молиться, читать Писание, искать общения с другими верующими. И это выбор, акт воли, который мы совершаем, и в котором мы пребываем.
Как и в человеческих отношения, тут необходима активность и необходимо упорство. Отношения с Богом — это то, чего мы должны активно хотеть и искать. При этом Бог может посылать нам благодатные утешения, удивительные ответы на молитвы, несомненное переживание Его любящего присутствия — но всего этого будет немного, ровно столько, сколько необходимо. Спасение для вечности предполагает, что мы должны глубоко измениться — а меняемся мы, принимая решения. Как ребенок не научится ходить, если его все время носить на руках, так и человек не научится вере и добродетели, если благодать все время будет делать его выбор в пользу Бога самоочевидным и не требующим усилий.
Мы растем в вере, когда храним ее независимо от наших настроений или переживаний. Вера нам заповедана. Слово Божие требует от нас - «веруйте». Потому, что это вопрос, прежде всего, нашей воли — за которой уже последуют эмоции.