анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
Духовные вызовы во времена пандемии

Антон Лебедев, Саранск

Текущие обстоятельства побуждают церкви принимать неординарные меры и менять свое понимание. Протекает этот процесс непросто и небыстро, и церквям сложно перестроиться – если более традиционные христианские конфессии считают особо важными таинства и определенные внешние церемонии (включая Причастие и литургию), то для евангельских верующих центральным элементом является собрание, что также предполагает очное присутствие. Наблюдается интересное явление – если раньше мы активно критиковали онлайн-церкви и говорили о невозможности заменить ими реальное служение, то сегодня вынуждены перейти на дистанционное общение и прямые трансляции богослужений.

При этом выяснилось, что церкви к этому не совсем готовы. Не готовы, во-первых, технически и организационно. Не все служители оказались способны (или не посчитали нужным) элементарно зарегистрироваться в скайпе, записать видеообращение, организовать трансляцию (или хотя бы запись) служений, написать что-то в социальных сетях, выступить с обращением. Конечно, у всех разные возможности и ситуации, да и правила карантина и самоизоляции постоянно ужесточаются, но все же дело не только в этом.

Не совсем готовой (с моей точки зрения) оказалась церковь и в духовном плане. Мы часто говорим о том, что Церковь – это не стены и не здания, а где «двое или трое соберутся во Имя Христово» (эта фраза, кстати, несколько вырвана из библейского контекста, но речь сейчас о другом). Даже порознь – мы один для другого члены (1 Кор. 12:27). А тут выясняется, что без регулярных публичных богослужений и собраний в церковных зданиях некоторые члены и прихожане церкви остаются дезориентированными, их духовная жизнь ослабевает, они не сильно-то и хотят общаться на духовные темы, быть подотчетными, пребывать в общении. Кроме того, создается впечатление, что служителям легче подчас провести мероприятие или сказать с кафедры слово, чем реально заботиться о людях и дать какой-то ясный и вразумительный ответ на их нужды. Церковные руководители привыкли к определенной структуре, которая сейчас ломается, а гибкими быть не всегда получается. Вот почему, вся эта ситуация с коронавирусом, домашней изоляцией и временной приостановкой очного общения – это своего рода испытание, ставящее перед нами следующие вопросы: Действительно ли мы живое Тело, служащие друг другу и миру, или все же зрители на богослужебном «концерте»? А нет «концерта» - нет и общинности?

Готовы ли мы отказаться от религиозной ревности не по рассуждению, чтобы подумать о жизни и здоровье ближних? Или будем искушать Бога со словами «ничто смертоносное не повредит нам»?

Скажем ли честно, что не знаем всех путей Божьих, но напомним людям – Господь хочет, чтобы во всех бедствиях мы воззвали к Нему?

Откажемся ли от конспирологии, непроверенных данных, распространения слухов? Будем ли, по словам Апостола Павла, «колебаться умом и смущаться … будто уже наступает день Христов» (2 Фесс. 2:2)?

Станем ли нагнетать панику, истерию вместо того, чтобы являть миру твердость веры, здравомыслие, покой и радость в Боге вопреки обстоятельствам?

Воспользуемся ли теми благословениями в технологиях и современных возможностях для общения и служения миру? Не отвергнем ли их в очередной раз как нечто «недуховное» или «опасное»? Будем ли гибкими в формах служения, сделаемся ли «для всех всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22) или окажемся беспомощными без привычных форматов и традиций? Найдем ли возможность утешить скорбящих, утихомирить паникеров, урезонить несознательных, послужить нуждающимся? Доверимся ли сами Богу, если есть трудности с работой и здоровьем? Или будем скованы страхом перед неизвестным и ропотом?

Используем ли освободившееся время, чтобы в терпении построить более тесные отношения с близкими, с которыми Бог нам дал больше возможностей сейчас общаться?

Такие вызовы стоят сейчас перед Церковью и перед каждым верующим лично. Сам для себя я тоже не всегда могу однозначно ответить на все эти вопросы.

В конце просто приведу цитату из книги Екклесиаста: «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него» (Еккл.7:14).
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>