анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
Признание — царица доказательств

Сергей Худиев, Москва

"Я считаю, что пресекать зло вооруженной рукой можно, и что государство существует именно для этого, но..."
Недавно проведенные в США опросы показали, что американские христиане склонны поддерживать применение «особых методов допроса» (т.е., фактически, пыток), которые практиковались при предыдущей администрации, причем более усердные прихожане склонны оказывать им более решительную поддержку. Некоторые защищают такую позицию, но я думаю, защищать ее невозможно.

Бывают ли случаи, когда пытки негодяев могли бы спасти жизнь невинных людей? Проблема в том, что тут к нам самой неприятной стороной поворачивается кантовский императив - "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".

Пытки невозможно принять для "таких случаев" и запретить для всех остальных. Мы не знаем, точно ли тот, кого пытают - злодей, и знает ли он что-то, что поможет спасти невинных людей? Мы же его и пытаем, чтобы узнать. Некоторое время назад я смотрел интервью с арабом, который работал в Гуантанамо подсадной уткой. По его мнению, большинство заключенных, которых там допрашивали «особыми методами», не имели никакого отношения ни к Талибану, ни к Аль-Каиде. Просто в свое время военные сглупили - стали платить за выданных агентов неприятеля. Сообразительные афганцы напродавали им кого ни попадя - наркоманов, бомжей и всех, кого не жалко.

"Допустимые в исключительных случаях пытки" очень быстро расползаются на все более широкий круг подозреваемых - может, вот если именно этого бродягу хорошенько потрясти, он-то нам и откроет, где злодеи прячут бомбу. Парадоксально, что те же люди, которые с возмущением пишут о милиционерах, которые попались на пытках добропорядочных граждан, в то же время признают, что уж пытать злодеев, чтобы спасти невинных граждан, можно. Так, а чем же, в таком случае, занимались упомянутые милиционеры? Именно злодеев, с их точки зрения они и пытали ради безопасности приличных граждан.

- Что? Вы приличный гражданин, а не злодей? А нам откуда знать? Злодеи всегда прикидываются честными гражданами, так что пройдемте в процедурную, гражданин.

Государство на то и нужно, чтобы употреблять насилие против разбойников, но от самих разбойников оно отличается тем, что делает это по определенным правилам. Эти правила, в некоторых конкретных ситуациях, делают его менее эффективным. Герой-полицейский из американского боевика, который собственноручно убивает злодея, зная, что иначе его, вполне вероятно, адвокаты «отмажут» — персонаж, воплощающий тайные мечты зрителей. «Дайте хорошим парням беспрепятственно убивать гадов»!

Я не толстовец. Я считаю, что пресекать зло вооруженной рукой можно, и что государство существует именно для этого. Но, если не требовать от него при этом соблюдения определенных правил, немедленно возникает проблема — чем ты сам докажешь «хорошим парням», что ты не гад?

Завтра подозрение в совершении преступления может пасть на меня, на Вас, на Вашего ребенка — от этого не застрахован никто. Никто не застрахован от сумы и от тюрьмы и благоразумный человек будет желать такой правоохранительной системы, с которой ему самому не страшно было с столкнуться. С системой, в которой, если на него падет подозрение, его не станут просто мордовать, пока он не сознается. С системой, где у него будет возможность воспользоваться помощью — да, тех самых адвокатов. При этом да, злодеи будут пользоваться теми же преимуществами. Ничего не поделаешь. Если бы борцы с террористами и прочие правоохранители знали заранее, кто злодей, а кто приличный гражданин, то сам вопрос о пытках не возникал бы.

Что же привело к таким результатам в американском опросе? Я думаю, партийная солидарность. Республиканская партия ассоциируется с консервативными, религиозными, семейными ценностями. По-видимому, они решили поддержать «своих» и в этом сомнительном вопросе. Это урок для нас — христианин не должен думать «партийно». Бог дал нам личный разум и совесть, мы сами принимаем решения и сами за них ответственны. Иначе, когда «христианская» партия с треском проиграет, дело Евангелия проиграет вместе с ней.
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>