анонсы |
|
вопрос-ответ
|
|
|
православный публицист Сергей Худиев
Я могу поступать нравственно, честно и без Бога - почему же верующие говорят, что только Бог источник добра?
Мы должны разграничить два разных утверждения:
1) Могут ли неверующие люди совершать нравственные поступки?
2) Какое значение может иметь слово “добро” в мире без Бога?
Ответ на первый вопрос очевиден - да, могут. В самой Библии есть примеры нравственных, угодных Богу поступков людей, которые не принадлежали к народу Божьему.
Чтобы ответить на второй, нужно немного задуматься - а как мы определяем, что есть добро и что зло, и, главное, кто это определяет?
В мире без Бога нравственные суждения могут делать только люди или группы людей - больше просто некому. А люди (и их группы) сильно расходятся во мнениях. Представления о добре и зле у коммунистов и буддистов, социал-дарвинистов и “врачей без границ”, обычных граждан и членов преступных (с точки зрения этих граждан) сообществ могут противоречить друг другу.
Негодяй с точки зрения коммунистов - герой с точки зрения их противников, “правильный пацан” с точки зрения товарищей по шайке - негодяй с точки зрения тех, кто в шайку не входит. Кто из них прав, чье добро подлинное?
В мире без Бога этот вопрос не имеет смысла - подлинное по какой мерке? По какому стандарту? По какому закону мы могли судить мнения этих людей, осуждать их или оправдывать? Во вселенной без Бога “нравственный” значит не больше, чем “одобряемый мной и моей группой”. Поэтому сам смысл выражения “поступать честно и нравственно” без Бога утрачивается. Чтобы говорить о том, что чьи-то поступки “поистине нравственны” мы должны соотносить их с каким-то истинным Законом, который неизбежно предполагает истинного Законодателя.
>> задать вопрос
|
|
|