|
православный публицист Сергей Худиев
Может ли христианин бояться смерти или такой страх есть признак неверия?
Смотря о чем идет речь. Бог вложил в нас инстинкт самосохранения. Например, когда мы проявляем осторожность, переходя оживленную улицу, не трогаем оголенный провод, о котором точно не знаем, под напряжением он или нет, наконец, соблюдаем на работе правила техники безопасности, мы поступаем хорошо и правильно, так как жизнь Божий дар, и мы должны относиться к нему ответственно. Заповедь «не убий» относится и к себе, и подвергать свою жизнь напрасной опасности — значит нарушать эту заповедь.
Другое дело, когда речь идет о страхе неизбежной смерти. Как бы благоразумно и осторожно мы себя не вели, в итоге мы умрем. Перспектива старости и смерти, когда мы начинаем ее ясно осознавать, может глубоко удручать. Многие люди пытаются заглушить его развлечениями, сплетнями, в лучшем случае работой или общественной активностью. Нередко им это удается; по телевизору мы видим столько смертей (реальных или постановочных) что наше отношение к смерти притупляется. Однако смерть остается реальностью, с которой нам неизбежно придется иметь дело. То, что нам не хочется умирать, и мы боимся смерти, естественно. Дело даже не в том, испытываем ли мы страх смерти, а в том, что мы делаем с этим страхом.
Для верующего человека страх — стимул для того, чтобы обратиться к Богу; как пишет псалмопевец:
«Когда я в страхе, на Тебя я уповаю» (Пс.55:4).
Христианин обращает страх смерти к молитве, а молитва приводит к упованию на Бога. Мы полагаемся на верность и милость нашего Создателя, который, через Иисуса Христа, дарует нам вечную жизнь.
«Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс.48:16).
Как неверующий, так и верующий человек может испытывать страх смерти, это естественно. Но они по-разному реагируют на этот страх — христианин отвечает на него тем, что смиренно уповает на Бога и взывает к Нему с молитвой.
>> задать вопрос
|
|
|