|
православный публицист Сергей Худиев
Церковь обещает легко снять с человека бремя ответственности, если только он исповедуется. Разве не более достойна позиция неверующего человека, который несет ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью?
Это доводится слышать нередко - христиане складывают бремя греха в таинстве исповеди, а вот неверующие его мужественно несут, отвечая при этом "перед собой". Не очень понятно, что люди имеют в виду, говоря об «ответственности перед собой». Христианская писательница Ольга Чигиринская говорит, что это напоминает ситуацию, когда человек сам себя приговорил к штрафу и сам себе его выплатил. В самом деле, не самобичеванием же людям заниматься в порядке "ответа перед собой".
В общем, ответственность перед собой - штука загадочная. Но я бы отметил, что вообще говоря, ответственность, суд и прощение существуют в рамках межличностных отношений. Если я расколотил свои очки, мне придется покупать новые - но это не вопрос "ответственности перед собой". Это вопрос необходимых трат, и не более того.
Ответственность возникает, если я расколотил Ваши очки - в этом случае у меня возникает ответственность как обязательство возместить Вам ущерб. Я был обязан воздерживаться от причинения вреда, я это обязательство нарушил и вред нанес - я должен этот вред компенсировать. Ответственность есть там, где есть обязательства по отношению к другим. Мы можем быть ответственны перед своими семьями, своими друзьями, своей страной, своей фирмой и т.д.
Грех - даже на межчеловеческом уровне - это то, что идет против наших обязательств и разрушает наши отношения с другими. Ответственность - это восстановление наших обязательств. Допустим, я прогулял рабочий день. Ответственность будет состоять в том, что я буду работать в выходной, чтобы компенсировать работодателю ущерб, нанесенный моим прогулом, и восстановить, таким образом, должное выполнение своих обязательств.
Прощение - это ситуация, когда мои обязательства рассматриваются как выполненные, а отношения восстановлены без компенсации с моей стороны. Работодатель, например, не требует, чтобы я отрабатывал, а Вы не требуете, чтобы я покупал Вам новые очки. Если я нанес более серьезный ущерб - например, сжег чужую машину - пострадавший автовладелец может возложить на меня ответственность, требуя компенсации, или простить, ничего не требуя. Так или иначе, если я расколотил Ваши очки или сжег Вашу машину, мне надо улаживать этот вопрос с Вами - платить или принимать прощение - а не со своей совестью. Если я заявлю, что "несу ответственность перед собой" это просто будет означать, что я не собираюсь ни платить, ни быть прощенным, а просто намерен пренебречь своими обязательствами. Это просто будет означать, что я не несу никакой ответственности. Очевидно, мои отношения с Вами разрушатся.
Христианское прощение позволяет восстановить отношения там, где компенсация невозможна (она вообще возможна мало когда). Я должен признать свою вину перед Богом и людьми, попросить и принять прощение. Иначе я окажусь в ситуации, когда заплатить не могу, а принять прощение отказываюсь - то есть как раз в ситуации отказа признавать свою ответственность. Покаяться перед Богом и попросить прощения у людей – значит всерьез отнестись к своей ответственности; заявить, что «я отвечаю перед собой» - значит отказаться от нее.
>> задать вопрос
|
|
|