|
православный публицист Сергей Худиев
Как может сочетаться теория эволюции с сотворением Адама и Евы?
Думаю, здесь нам поможет ясное разграничение того, что нам говорят (и чего не говорят) научные теории, и что нам говорит (и не говорит) Библия. Они отвечают на разные вопросы, используют разный язык и открывают нам разные стороны реальности.
Приведу пример: мы можем по-разному ответить на вопрос «почему едет автомобиль»: во-первых, мы можем ответить «потому, что в двигателе происходят такие-то химические реакции, которые можно описать такими-то формулами», во-вторых — «потому что Иван Иванович решил отвезти свою семью на дачу». Первый ответ «научен», он дан с точки зрения описания процесса, второй — «религиозен», он объясняет его смысл.
Поэтому противопоставление «сотворен ли человек Богом или возник в результате эволюции» так же логически ошибочно как противопоставление «едет ли машина потому, что в ее двигателе происходят такие-то химические реакции или по воле Ивана Ивановича».
Любые научные теории (в том числе теория эволюции) говорят нам о движении материи, отношения людей с Богом находятся вне их поля зрения. Исследуя ископаемые остатки или прослеживая особенности ДНК различных групп людей, можно узнать много интересного о том, как формировалась материальная структура наших тел, тот упомянутый в Библии «прах земной», из которого мы сотворены, как наши генетические предки расселились по лицу земли и т.п.. Эта история, которую могут рассказать свидетельства, доступные науке.
Они ничего не говорят нам о внутренней, духовной жизни человека, о том, как эта жизнь началась, как именно «прах земной» стал образом Божиим, способным к молитве и богообщению, праведности и греху.
Повествование об Адаме и Еве не отвечает на вопросы из области биологии или генетики — оно отвечает на гораздо более важные вопросы о первопричине нашего бытия, о причинах нашего несчастья и надежде на спасение. История об Адаме и Еве это не просто история о неких незнакомых нам людях, происшедшая когда-то давно. Это история о нас, открывающая нам наше величие — мы созданы по образу Божию. Она говорит о единстве человеческого рода — мы все, в глубочайшем смысле, дети Адама, независимо от расы, культуры, или языка.
Как конкретно выглядело «вдыхание жизни», чтобы ученый антрополог мог бы сказать, если бы наблюдал жизнь первых людей до падения, как это падение выглядело бы в глазах телеоператора — мы просто не знаем. Для нашего спасения это и не важно — важны те духовные истины, которые передает нам библейское повествование.
>> задать вопрос
|
|
|