анонсы статьи
новости
7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года
Евангелие остаётся истинным

Сергей Худиев, Москва

Недавно я столкнулся с обзором книги двух канадских психологов — Роберта Алтемайера и Брюса Хансбергера. Книга называется «Удивительные преобразования: почему одни обращаются к вере, а другие отказываются от религии». Согласно исследованию, которое провели психологи, люди обращаются в веру под влиянием, в основном, эмоциональных факторов. Они обрели в своей религии мир, утешение, и надежду.

Те, кто пережил «деконверсию», то есть отпадение от веры, описывают свой опыт иначе — как, прежде всего, интеллектуальный. Они внимательно рассмотрели все «за» и «против», ознакомились с выводами ученых, прочитали толстые книги, прослушали умные лекции и пришли к выводу, что вера в Бога — это заблуждение.

Атеисты отреагировали на это предсказуемо — ну конечно, вера — это что-то эмоциональное, а вот к атеизму ведет разум и наука. Однако такая разница в описаниях может объясняться проще. В американской культуре сложился определенный канон обращения, как в веру, так и в атеизм. Если вы верующий — то от вас ожидают, что вы расскажете эмоционально яркую историю своего обращения, желательно с описанием того, какой ужасной ваша жизнь была до этого и как она чудесно изменилась. Этот же канон существует и у нас — и мы можем вспомнить множество рассказов о том, как уныло человек жил до обращения, как он был растерян и несчастен, и как приход ко Христу все переменил.

Если вы атеист, от вас ожидают другого — вы читали толстые книги в тиши библиотеки, и, поняли, наконец, что все, что вам говорили в Церкви — неправда. А эмоции, гнев, обиды, тут не причем. То есть на рассказ людей о своем обращении влияют ожидания в их среде.

Это не значит, что люди говорят неправду — это значит, что из всего богатства своих переживаний они выделяют те, которые здесь принято озвучивать. И вот что тут можно заметить. Нет ничего неправильного в том, чтобы говорить о своем эмоциональном опыте — о радости, надежде и уповании, о том, как изменилась ваша жизнь. Но при этом важно избежать ложного впечатления. Мы веруем не потому, что вера приносит нам утешение (хотя она приносит). А потому, что она — истинна.

Такова реальность. Мир действительно сотворен Богом, Христос действительно воскрес из мертвых, Он действительно даровал верующим жизнь вечную и блаженную. Мы переживаем эту реальность, в том числе, и на эмоциональном уровне, но она никак не зависит от наших переживаний.

Воскресение Христово изменило и мою жизнь — но это Событие было бы реальным, даже если бы меня и на свете не было. Это сознание важно для того, чтобы пережить неизбежные искушения. Наши эмоции неизбежно меняются. Эмоциональный подъем может смениться спадом, отношения в Церкви не сложиться, мы можем пережить что-то, что нас глубоко ранит и огорчит. Но это ничего не меняет в реальности — в той, которая находится за пределами наших голов и наших переживаний. Евангелие истинно — и остается истинным.
В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба
  Следующие 20 >>