анонсы статьи
новости
7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года
Смирение и достоинство

Сергей Худиев, Москва

Иногда люди говорят, что смирение — это что-то противное человеческому достоинству. Человек — это звучит гордо, он должен ходить в высоко поднятой головой и ни перед кем ее не склонять.

Что же, недавно я прочитал об убийстве, которое произошло из-за совершенно пустого повода. Убийца и убитый не делили огромных богатств или любви красавиц. Между ними просто возникла перепалка, перешедшая в драку, один из них выхватил нож... И вот один из них убит, а второй проведёт десятилетия своей жизни в тюрьме. Как так получилось? Убийца счел нестерпимым унижением своего достоинства слова другого человека. А в некоторых кругах (криминальных особенно) такого сносить нельзя. Если ты не реагируешь на любые проявления неуважения самым яростным образом, ты подаешь остальным членам стаи сигнал — с тобой можно не считаться, тебя можно третировать, тобой можно помыкать — ты не дашь отпора.

Поэтому отпор должен быть немедленным — и максимально яростным. Смирение — это социальное самоубийство. В нем не увидят ничего, кроме трусости и слабости, а участь трусов и слабаков в этом мире — печальна. Надо жестко защищать свое достоинство и пресекать любые наезды на корню.

Такого рода достоинство страшно уязвимо — его легко отнять, легко утратить. Человек, который постоянно готов за него драться (и, возможно, убивать) исходит из того, что он находится в кольце врагов — его все время хотят унизить, затоптать, лишить статуса, которым он обладает.

Отношения с людьми предполагают три варианта — либо тебя попирают, либо ты попираешь, либо между тобой и другим установилось хрупкое «равновесие страха», когда два опасных отморозка избегают друг друга провоцировать.

Совсем по-другому дело обстоит, когда мы находимся в окружении родных или друзей — людей, которым мы доверяем, и которых не подозреваем в коварных намерениях. Мы не ищем ловушек и не высматриваем оскорблений. Мы даже готовы спокойно отнестись к тому, что нас поправят — это наши друзья, они хотят нам добра. Если в наших отношениях есть доверие, и мы ценим их, мы готовы извиниться, если оказались неправы.

И вот вера означает, что мы встретились с Тем, кто нас любит, кому мы можем довериться, кто никогда не использует нашу слабость или открытость против нас. Бог совершенно чужд миру человеческих иерархий и борьбы за место повыше. Он — Бог, Он Творец этого мира. Он сам обладает глубочайшим смирением. Он нисходит в этот мир и становится человеком, чтобы претерпеть издевательства, истязания и мучительную смерть от рук своих мятежных творений.

Он всегда ищет, как нас поднять, а не унизить. Смирение перед ним ведет к тому, чтобы мы обретаем наше подлинное достоинство, которое не зависит от нашего места в иерархии, наших денег или других ресурсов.

Мы обладаем достоинством, потому Он нас любит — и не перестанет любить. Это достоинство не является уязвимым; за него не нужно драться. Мы утверждаемся в нем именно когда смиряемся перед Богом. Как говорит Апостол: «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак.4:10).
В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба
  Следующие 20 >>