анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Медийная религия: репортаж с выставки

Андрей Горохов, Бонн

Современная эрзац-религия стала визуальной
Современная эрзац-религия стала визуальной
В Центре искусства и медиатехнологий (ZKM) немецкого города Карлсруэ проходит выставка Medium Religion.

Кураторы выставки предложили любопытную концепцию. По их мнению современные религиозные движения оперируют в первую очередь с изображениями, которые молниеносно распространяются по всему свету. Телевидение и видео стали излюбленными средствами религиозной пропаганды.

Возвращение религий, о котором сегодня много говорят, означает не столько увеличение количества верующих, сколько то обстоятельство, что религия перемещается в публичную сферу визуальной коммуникации.

Религия начинает функционировать как циклический механизм производства и распространения механическим же способом изготовленных изображений. Иными словами, запущен конвейер картинок. Этот конвейер порождает новую сакральность. Хорошо знакомым нам примером подобного явления может служить мавзолей Ленина. На выставке ему посвящена отдельная инсталляция.

Написанное на стене обещание продемонстрировать девятый вал современной мультимедийной религиозной пропаганды заинтригует, пожалуй, каждого посетителя экспозиции.

Религиозная пропаганда?

Первые примеры показались и в самом деле обескураживающими. В пространстве виртуального мира Second Life действуют секты, их участники - прилично одетые мужчины и женщины, нарисованные грубо и угловато, - сидят за длинным столом, как на партсобрании, и обсуждают насущные проблемы духовной жизни.

Рядом на большом экране - видеофильм, сделанный из сцен компьютерной игры Left Behind. Место действия - анонимный мегаполис в ситуации апокалипсиса. На улицах стоят разбитые машины, ездят танки, из люков сочится дым.

Играющий должен вербовать прохожих в свою секту, во время вербовки на пойманного прохожего снисходит Святой Дух в виде перламутрового полярного сияния. Уже завербованные - у них одинаковые пиджачки и рюкзачки - время от времени становятся строем и молятся. Количество "очков духовности" у игроков при этом растет. Игра кровопролитная, убивать представителей сил зла можно, но в этом случае ты теряешь очки и должен снова молиться. Можно еще строить церкви.

В следующей части выставки демонстрируются документальные видеофильмы: видеообращения палестинских смертников и послания Усамы бен Ладена. Американский киноактер Том Круз рассказывает о радостях сайентологии.

На последнем мониторе - сцены из выступления американской проповедницы. Она организует сошествие Святого Духа на глазах тысяч человек в огромном зале.

Швейцарский художник Кристоф Бюхель выставил гору книг "Майн кампф" Адольфа Гитлера на арабском языке. Их печатают в США и в коробках из-под сигарет "Мальборо" - коробки тоже представлены в экспозиции - ввозят в Палестину, где труд Гитлера пользуется большим спросом.

Рядом на стене - маленький видеомонитор, по нему идет запись детской интерактивной телепрограммы телестанции Al-Aqsa TV, принадлежащей группировке ХАМАС. На экране - своего рода образцовый детский сад будущих террористов-самоубийц.
Пол Юджин использует свои видеоуроки по фитнесу для евангелизации
Пол Юджин использует свои видеоуроки по фитнесу для евангелизации
Дети в военной форме и с зелеными повязками на лбу под музыку, напоминающую аэробику, бойко маршируют, а потом выполняют военно-спортивные упражнения: прыгают друг через друга, приседают, ползают по полу, потом опять маршируют.

В качестве курьеза можно рассматривать утренний урок спортивных танцев американца Пола Юджина на DVD. Прекрасно сложенный темнокожий гигант танцует, перемежая обычные команды вроде: "Хорошо, еще раз, а теперь правой ногой!" с наставлениями типа: "Позаботились ли вы сегодня о своей душе? Помолились уже? Правую ногу вперед-назад! Слава Богу! Слава Богу!" Все это под диско 80-х годов.

Современное искусство

Но в целом религиозной пропаганды на выставке "Медиа религия" оказалось почему-то очень мало. Создается впечатление, что, то ли пресловутого девятого вала в действительности нет, то ли кураторы не захотели его показывать. Или же просто решили сделать выставку современного искусства, так или иначе связанного с религией.

Албанский художник Анри Сала снял бездомного, спящего на лавке в миланском соборе. Старик заваливается на бок, вздрагивает и выпрямляется, не просыпаясь. Больше ничего не происходит. Черно-белый фильм проектируется на огромный экран. В чем тут дело? Оказывается, что фигура спящего в церкви - это парадоксальный образ, потому что Христос собрался пробудить человечество (тут следует ссылка на священное писание), церковь - это место бодрствования, а сегодня для кого-то церковь стала единственным местом, где человек может поспать. Как к такой инсталляции относиться? Фигура старика очень трогательная, то, для чего это снято - не очень понятно.

С большей частью остальных инсталляций такая же история: каждый раз это любопытный объект или видеофильм, который живет своим документальным характером, то есть использованным фактическим материалом, но напрочь убивается замыслом художника.

На одном из многочисленных мониторов показаны лезущие из могил бородатые зомби. Это видеоинсталляция иранской художницы Дорны Сафьян, она живет в Германии. Надев наушники, можно прослушать комментарий. Диктор бодрым и повелительным голосом, подчеркивая каждое слово, объясняла, что в иранском кинематографе излюблены сцены убийств.

Вылезающие из могилы трупы - очень частый мотив. И это неспроста, это связано с запретом изображений в исламе. Запрещено, однако, изображать то, что в естественном виде присутствует в природе, а ходячих мертвецов в действительности нет, значит, на них запрет не действует. Раздвигающие могильные плиты бородатые мужики выглядели совсем нестрашно, а вот безапелляционно комментирующая эти кадры школьная учительница была ужаснее любого зомби. Этот комментарий был очень близок к тому, что называется пропагандой.

И по-видимому, в этом и заключается идея выставки: любая попытка что-то внятно объяснить и проиллюстрировать, используя современные технические и изобразительные средства, неизбежно превращается в пропаганду, либо в пропаганду религии, либо в пропаганду чего-то иного.

Андрей Горохов - сотрудник Русской службы радиостанции "Немецкая волна" из Германии

Deutsche Welle
 
 
Истина о нас

Отношение к другим деноминациям и непоследовательность

О подлинном величии научной картины мира

Что значит верить во Христа?

О Покаянии

Слишком высокая цена

Есть ли во вселенной красота?

Было ли это на самом деле?

Прощай, оружие?

Огромный мир Рождества

Ликующее Рождество

Что такое Крещение?

Авраам, обетования и завет

Что такое Грехопадение?

Электронные книги, фейки и цифровая Церковь

Особый учитель для особого ребёнка

Подлинное владычество

Творение из ничего

Зачем Бог творит мир?

Что есть образ Божий
  следующие 20 >>