Люди реагируют на кризис по-разному. Первый пример я нашел на англоязычном сайте. Человек, занимавший высокий пост в одной американской компании, отец двоих детей, проживавший в дорогом и престижном районе, совершил самоубийство, бросившись под колеса грузовика.
Второй пример я увидел в документальном сериале Би-би-си «Вокруг света за 80 религий». Ведущий - англиканский священник, посещает различные религиозные общины по всему миру и в конце-концов добирается до эфиопских православных. Это люди, живущие в глубоком средневековье, в местности с очень суровым климатом, часто оказывающиеся на грани голода.
И вот улыбаясь, пожилой диакон говорит ведущему: «Если у нас не будет хлеба, мы будем питаться присутствием Господа».
Это люди исполненные любви и радости, всегда готовые поделиться своим скудным пропитанием с непонятно откуда взявшимся чужеземцем. У глубоко взволнованного англичанина стоят слезы на глазах.
Человек, который покончил с собой, очевидно, не выдержал нервного напряжения, связанного с экономическим кризисом. Он жил в богатейшей стране мира, принадлежал к ее наиболее обеспеченному слою. Когда его благосостояние оказалось под угрозой, он не смог этого пережить.
Люди из Эфиопии просто не знают о существовании кризиса. У них нет ни акций, ни счетов в банках. Их жизненный уровень вряд ли может упасть — дальше только голодная смерть.
В чем счастье?
Что сделало жизнь американского управляющего настолько несчастной, что он убил себя? Что делает жизнь эфиопских бедняков настолько радостной, что они так охотно делятся радостью с другими? Что вообще делает жизнь людей осмысленной и счастливой?
Мы живем в обществе, которое внушает нам, что счастье — в потреблении. Настойчивая реклама, образы кино и популярных романов уверяют нас, что счастье, полнота жизни, самоуважение человека определяется теми товарами и услугами, которые он может потребить.
Мы живем в мире, управляемом «похотью очей», как говорит апостол, или «глазами завидущими», как говорит поговорка. Человек чувствует себя буквально обязанным потреблять, потреблять и потреблять — и эта потребительская гонка, превысившая реальные возможности экономики, и привела к нынешнему кризису.
Это гонка, которая измучает вас и в итоге оставит ни с чем. Вся ее механика построена на постоянном провоцировании потребностей, которые не могут быть насыщены. Купив самый мощный компьютер, машину или еще что-нибудь, уже через год вы окажетесь обладателем «старья», а реклама будет назойливо предлагать вам самую последнюю модель.
Сейчас, когда эта гонка из-за кризиса буксует, самое время задуматься — а стоит ли в ней вообще участвовать? Не стоит ли найти более надежные источники мира и радости, чем покупки? Не лучше ли обратиться к радости, которую никто не может отнять, к радости, которая переживет не только кризис, но и смерть?
Сергей Худиев - известный православный публицист, сотрудник журнала "Фома" и радиостанции "Радонеж". Статья подготовлена специально для сайта kBogu.ru,