Настоящее произведение искусства всегда рождает полутона и оттенки смыслов (простите уж за прямую цитату Пастернака). Это касается любой формы – будь то музыка, поэзия или кино.
Никому же, например, не придет в голову рассуждать о многомерности бытия, оттолкнувшись от легковесного шлягера о неразделенной любви к мобильным устройствам. Поэтому не удивительно, что каждый зритель видит свои смыслы и подтексты и удивляется, почему этого не понимают другие. Да просто потому, что мы пропускаем восприятие произведения искусства через призму своего личного опыта, внутренних трагедий и переживаний.
Так случилось и с фильмом Габриэле Муччино «Семь жизней» с Уилом Смитом в заглавной роли. Фильм этот я долгое время не хотел смотреть именно из-за главного исполнителя. Не верилось, что он сможет подняться выше боевичка с элементами комедии.
И ведь я ошибся! Пожалуй, это самая сильная актерская работа Уила Смита. Огромная благодарность Сабине из Уфы, посетительнице сайта «Возвращение к Богу», которая посоветовала мне посмотреть этот фильм. В моей видеотеке появился еще один диск, который я буду периодически ставить в домашний DVD, чтобы отвлечься от суеты и подумать о чем-то важном. А фильм действительно заставляет думать об этом.
Бесполезно описывать все сюжетные коллизии кинокартины. Лучше попробуйте сами получить удовольствие от режиссерских находок Муччино, великолепной операторской работы Филиппа Ле Сурда и талантливой музыки Анджелло Милли. Не обманули ожидания и актеры. Достаточно даже эпизодической роли Вуди Харелсона, играющего слепого музыканта Эзру, работающего в колл-центре.
Просмотр фильма напоминает пазл, который зритель собирает вместе с его создателями. Почти медитативная картинка, сюжетные ходы при отсутствии экшена не отпускают до самого конца.
Все, что делает главный герой картины Бенджамин Томас, несет какую-то идею, смысл которой до конца не понятен зрителю. Он встречается с людьми, с которым практически не знаком, хотя ощущение некоей миссии чувствуется с самого начала. В фильме не происходит экстраординарных событий, однако что-то заставляет внимательно следить за тем, что происходит на экране.
«Господь создал Мир за семь дней, и за семь секунд я разрушил свой Мир» - эта фраза, произнесенная Беном в самом начале является ключом к пониманию всего, что хотят сказать создатели фильма. И все его действия являются следствием его ошибки, допущенной в прошлом. Бен пытается искупить эту ошибку, помогая другим людям. Но неужели для того, чтобы научиться видеть боль других, нужно что-то потерять?
Если вы любите кино, заставляющее думать и сопереживать, то фильм «Семь жизней» для вас. Может быть, вы увидите другие смыслы в этом кинопроизведении, которые не открылись мне, как зрителю.
Автор статьи Игорь Попов работает главным редактором журнала «Христианское Слово» и очень любит качественное кино. Материал подготовлен специально для сайта kBogu.ru.