анонсы передачи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Вопрошающий пророк

автор: Сергей СОСЕДКИН

«Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Аввакум 3:18).

Кругом упадок и мерзость запустения. Любимая страна лежит в руинах, окружённая жестоким, коварным врагом. Преступность и насилие выплеснулись на улицу. Кажется, что жестокосердие и разврат преследуют человека на каждом шагу. Такие веские в прошлом слова как «справедливость» и «правосудие» стали, по сути, пустым звуком. Путь нечестивых благоуспешен, вероломные благоденствуют...

Это была Иудея, которую знал древнееврейский пророк Аввакум. Прозорливец Божий видел, что творится в его стране и более не мог молчать. В минуту особой скорби за родину и за народ свой с его уст сорвалась страстная молитва: «Доколе, Господи, я буду взывать – и Ты не слышишь? Буду вопиять к Тебе о насилии – и Ты не спасаешь?»

Будем откровенны, вопрошение Аввакума ко Всевышнему не было выдержано в вежливом, приглушённом тоне, столь свойственному нашей повседневной молитве. Пророк не просто спрашивал Господа, он почти упрекал Его. В Священном Писании сказано, что Аввакум «вопиял», т.е. кричал Богу: «Доколе, до каких пор, Господи?!»

Не нам судить пророка за его, казалось бы, излишнюю эмоциональность. Праведному Аввакуму довелось жить и служить Господу в то тяжкое время, когда последний оплот государственности народа Божия, так называемое Южное царство оказалось на грани банкротства. Банкротства политического, экономического и, что самое страшное, банкротства духовно-нравственного. Ранее Господь отдал в руки врагов-ассирийцев северную часть когда-то единого еврейского царства. Однако южная половина, Иудея со столицей в святом граде Иерусалиме сохранила независимость. Неужели теперь падёт и Южное царство? Неужели народ Божий окажется в руках жестокого врага, в руках безбожников?

Храм Божий всё ещё возносился над непокорённым Иерусалимом. Там, как и прежде, шли богослужения, совершались церемониальные жертвоприношения за грехи народа Божия. Внешне жители Южного царства, как и раньше, чтили Закон Божий. Но на поверку всё было не так благочинно, как могло показаться стороннему наблюдателю.

Известный современник Аввакума, пророк Иеремия свидетельствовал, что в то смутное время Бог был близок на устах людей, но страшно далёк от сердец их (Иер. 12:1). Иными словами, в последние дни Южного царства его жители преуспевали в религиозных беседах о Господе. Однако искренняя, богоугодная вера стала редкостью. Появилось немало красноречивых богословов и проповедников, которые на самом деле не знали Бога. Нечестивые укоренились на Святой земле, выросли и стали приносить свой омерзительный «плод». Южное царство преисполнилось злодеяниями, междоусобной враждой и нечестием. Сменявшие друг друга иудейские цари делали «неугодное в очах Господних во всём» (4 Цар. 23:37), а простой народ, не задумываясь, следовал пагубному примеру своих духовно слепых вождей.

Пророк Аввакум видел всё это, и ему было нестерпимо больно. Душевная мука праведника была столь велика, что он буквально кричал свою молитву Господу: «Для чего даёшь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстаёт вражда и поднимется раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет...» Пророк не мог уразуметь, почему Всеведущий, Всемогущий Бог пребывает в бездействии при виде человеческого греха и нечестия.

Но Господь не бездействовал. Он прекрасно ведал о том, что творилось в Южном царстве. Вскоре тяжкая расплата должна была пасть на головы нечестивых. Господь поднимал халдеев, «народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями». По замыслу Божьему халдеям предстояло захватить Южное царство, разорить Святой Град, разрушить иерусалимский храм.

Услышав о суровых планах Всевышнего, Аввакум впал в ещё большую печаль. Почему для наказания народа Своего Бог избрал халдеев? Да, нравы в Иудее действительно царили дикие, но ведь халдеи были много хуже! Как мог святой Бог использовать халдейских язычников для наказания Своего избранного народа? И вот обращаясь к Господу, Аввакум вопрошает: «Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его..?» (1:13).

Какой трудный, какой мучительный вопрос! Наверняка, каждый из нас хотя бы раз в жизни задавался подобным вопросом. Почему Бог безмолвствует, когда нечестивец буквально пожирает более праведного? Как Он может смотреть Своими пречистыми очами на людские злодеяния и бездействовать? Почему Бог молчит, когда от рук безбожников страдают вполне порядочные люди? Да, Бог молчит, и в лихую годину это «молчание» для нас особенно мучительно. Когда мы сталкиваемся с вопиющей несправедливостью, эта тишина становится вдруг нестерпимо звонкой...

По всей видимости, именно это щемящее ощущение «молчания Бога» сделало Аввакума столь необычным пророком. Как известно, библейские книги ветхозаветных пророков содержат обычно пророчества, адресованные Богом Израилю. Эти мужи Божии обращались к народу от имени Господа, они несли людям Слово Всевышнего, будучи нелицеприятными глашатаями Его святой воли. По сути это был монолог, речь Бога к Своему народу. Но Аввакум – пророк особый, непохожий на других. Его богодухновенная книга уникальна тем, что в ней записан откровенный разговор между искренне верующим человеком и Богом. Это не монолог, но диалог. Оглушённый пронзительным молчанием Божиим, Аввакум обращается непосредственно к Господу; обращается и от своего имени, и от имени своего народа. Он жаждет услышать ответ свыше на нестерпимо жгучий вопрос: «Где Ты, Бог?»

Разумение Божие превыше разумения человеческого. И многое в этой жизни нам, с нашей ограниченной человеческой логикой просто не дано понять в совершенстве. В откровении владычествующий Господь приоткрыл пред пророком Аввакумом Свою святую волю. Да, Он действительно восхотел использовать халдеев, чтобы наказать народ Свой. Близился 605-й год до Рождества Христова - роковой год нападения войск царя вавилонского Навуходоносора на Южное царство. Близилась тяжкая година испытаний для всего народа Божия...

Но пророчество на этом не закончилось. Пророк взбирается на башню иерусалимской стены и здесь слышит глас Божий: «Запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать» (2:2). Вот-вот Господь откроет Аввакуму что-то крайне важное. Поэтому Он и говорит пророку: пиши разборчиво, чтобы потом каждый смог прочитать и уразуметь сию великую истину.

Наконец, Господь возвещает Аввакуму: «душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (2:4). В конце концов, надменные халдеи, преклоняющиеся пред идолом своей военной мощи, будут жестоко наказаны. Настанет время, и народ этот почти полностью исчезнет с лица земли. А люди праведные, всем сердцем уповающие на Господа, верующие в Него – они выживут!

Да, пути Господни неисповедимы, у Бога всему своё время. Мы же в состоянии объяснить и понять далеко не всё. Но что бы ни случилось, народ Божий должен пребывать в терпении и уповании. В любой жизненной ситуации мы можем и должны всем сердцем полагаться на всемогущего Господа, на Его милосердие, превосходящее человеческое разумение. Воистину, «праведный своею верою жив будет»...

Минуло шесть веков после служения пророка Авакума. Как это случалось и прежде, несправедливость и нечестие расцвели пышным цветом на Святой земле. Храм Божий вновь оказался под угрозой разрушения. Только на этот раз храмом было тело Христово – тело Бога во плоти. Люди насмехались над Господом, распятым на Голгофском кресте, и вновь спрашивали: «Где же Бог?» Бог, конечно же, видел творимое людьми зло, но молчал. И когда безгрешный Христос был казнён, казалось, зло в очередной раз одержало победу, свою величайшую победу.

Но, нет! На третий день Отец Небесный воскресил Своего Сына, всецело уповавшего на Отца. Через воскресение Христово Бог соделал чудо спасения нашего. Бог явил всему миру, что Он – воистину есть любовь, что Он – всегда рядом, что конечная победа принадлежит добру, а не злу.

Ветхозаветный пророк Аввакум умер приблизительно за шесть столетий до Христа. Ему не довелось узреть тот день, когда Божья любовь и милость были явлены человечеству во всей своей неизреченной полноте. Однако Аввакум жил верою, заглядывая в будущее в ожидании Мессии, в предвкушении грядущего спасения. Ходивший в тесном общении с Господом, Аввакум знал, что для его соотечественников, для него лично наступают дни тяжких испытаний. Будет долгая оккупация, будет этническая чистка, будут бесчисленные страдания, голод и смерть. Но он ведал и о том, что Господь не оставит народ Свой и в конце концов дарует ему Своё избавление. Вот почему пророк писал накануне страшной войны:

«А я должен быть спокоен в день бедствия, когда придёт на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах,.., и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - Но я и тогда буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя...» (3:16-19).

Что бы ни случилось с нами, будем же и мы жить верою, в святом уповании на Господа Иисуса Христа. Даже в лихую годину испытаний будем радоваться и веселиться о любвеобильном Боге спасения нашего!
Аминь.



Чьё мнение нам наиболее важно?


Вопрошающий пророк
«Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Аввакум 3:18).