Как и большинство моих сверстников я вырос без настоящей, одухотворённой Пасхи. Что это за праздник, о чём он, для чего – этого я долгое время не знал.
Никаких упоминаний о светлом празднике в СМИ тогда не было. Даже предварительно узнать дату Пасхи было непросто, не говоря уж о более существенных моментах.
Дома у нас на Пасху стараниями мамы всегда были крашеные яйца, ветки вербочки в вазе и кулич. Кулич официально именовался «Весенним» и продавался только в пасхальные дни. Сами мы его никогда не пекли, покупали в соседней булочной.
На следующий день после Пасхи, в понедельник мы, дети несли несъеденные яйца с собой в школу «на обед» и на подарки друзьям. На самом деле нам, ученикам младших классов, не терпелось узнать, чья же скорлупа окажется крепче. – Мы устраивали своеобразные турниры, ударяя яйцо о яйцо. А вот есть эти яйца не очень-то и хотелось. Но выкидывать еду тогда было не принято. Так что мы ели, как говорится, через «не хочу».
Однажды отец рассказал мне, что на Пасху люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» А ещё они «христосаются», т.е. троекратно целуются.
Я с некоторой долей сомнения выслушал рассказ отца. – На улицах Москвы моего детства таких странных обычаев никто не соблюдал. Да, и слово какое-то странное, воскресе... Но чуть позже в советском художественном фильме о царской России я к своему удивлению увидел людей, которые действительно говорили друг другу «Христос воскресе» и троекратно лобызались прямо на улице.
Но больше всего о Пасхе я узнал от своего дедушки по материнской линии, Ивана Ефимовича Воробьёва. Он был родом из Мценского района Орловской области, из крестьян. Он прекрасно помнил все деревенские традиции и очень живо их описывал.
Но дедушка не любил вспоминать «на заказ». Если я хотел что-то узнать, то мне надо было терпеливо ждать, когда он будет в настроении для воспоминаний. И только тогда можно было аккуратно задавать ему наводящие вопросы.
Однажды в такое благоприятное для воспоминаний время дедушка стал рассказывать про Пасху в деревне до коллективизации – про торжественное богослужение, колокольный звон и особые пасхальные угощения. Больше всего меня заинтриговал его рассказ о катании яиц, которым любили заниматься крестьянские дети. Я несколько раз его переспрашивал, но так и не смог полностью понять, что же это была за забава.
И вот, работая на этим блогом, нашёл в интернете такую информацию: «Еще одной любимой забавой [крестьян на Пасху] было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов» (источник: портал Летиция).
Моё последнее воспоминание о советской Пасхе связано с дискотекой. Чтобы отвлечь старшеклассников и студентов от Церкви во дворцах молодёжи в пасхальную субботу стали устраивать ночные танцы – что-то уникальное для тех лет, когда молодёжные мероприятия заканчивались рано. В каком-то смысле это был «атеизм с человеческим лицом». Милиция уже не гоняла молодых участником крестного хода, а светские власти пытались ограничить церковное влияние на молодёжь с помощью развлечений.
В ту Пасху друзья мои радовались предстоящим ночным дискотекам и приглашали меня. Но я не пошёл.
А на следующий год мы с родителями в изумлении смотрели по Центральному телевидению первую трансляцию пасхального богослужения. Начиналось новое время...