26 января 1967 г. экзальтированные толпы китайских хунвейбинов взяли в осаду советское посольство в Пекине. Круглосуточно через громкоговорители неслись проклятия в адрес советских «империалистов» и «ревизионистов». Работа посольства была блокирована, семьи наших дипломатов пришлось срочно эвакуировать в СССР.
Ранее «великий кормчий» Мао Цзэдун закрыл все средние школы и ВУЗы в КНР, а профессоров и учителей отправил на трудовое перевоспитание в деревню. Это была т.н. великая пролетарская культурная революция. Китайская молодежь, лишенная надежды на лучшее будущее, сбивалась в агрессивные стаи, которые под руководством старших товарищей боролись с контрреволюцией. Их стали называть «красной гвардией», или по-китайски «хунвейбинами». В последствии, когда с культурной революцией было покончено, их окрестили «потерянным поколением», поскольку эти люди выросли без образования и навыков общественно-полезного труда.
История сделала свой круг. И вот теперь по какой-то горькой иронии группы праздной российской молодежи берут в осаду эстонское посольство в Москве. Круглосуточно через громкоговорители гремит музыка, проклятия в адрес «эстонских фашистов» и требования извинений за оскорбление. А когда стемнеет, умельцы крутят китайские огненные шары и машут бутафорией, предположительно сделанной в КНР.
Эти молодые люди, похоже, нигде не учатся и не работают. Под цепким взглядом одобрительных видеокамер они атакуют посольские машины, срывают пресс-конференции посла, перекрывают федеральные трассы. Они кричат, что фашизм не пройдет, но почему-то их действия зарождают сомнение в моей душе. На варварство эстонских властей мы отвечаем своим варварством. И это вопрос, кто кого перещеголяет.
Такая реакция симптоматична. Увы, вся наша жизнь от поездки в общественном транспорте до международных отношений строится на принципе «око за око, зуб за зуб». В последнее время к этому учению добавилась концепция асимметричного ответа, когда за оскорбление могут не только выругаться в ответ, но и «съездить по морде».
На этом фоне слова Христа о прощении, о любви к ближнему, о силе молитвы и уповании на суд Божий представляются современному человеку чем-то совершенно чуждым, почти преступным. Даже Церковь порою забывает о самом важном в евангельском учении, впадая в прелесть уличной борьбы и громких, но бесполезных PR-акций. Мы верим в религиозные догматы, но зачастую, как мне кажется, мы не очень-то верим в силу Божию.
Христос учит побеждать ненависть любовью, призывая нас на «асимметричный ответ» злу добром. В случае с последними событиями вокруг Бронзового солдата, мне кажется, лучшим ответом официальному Таллину была бы усиленная забота наших молодежных организаций о еще живых солдатах и тружениках тыла. Ну, а в более широком смысле, трудно представить себе лучшую память о великой жертве нашего народа в той страшной войне, чем ухоженная, добрая, зажиточная, уважаемая всеми Россия. Для возведения этого грандиозного памятника великой Победе надо упорно учиться и работать, а не митинговать и бесчинствовать.