новости блог
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Сергей СОСЕДКИН, ведущий радиопрограммы "Возвращение к Богу"

27.4.2008
Моя советская Пасха: воспоминания из детства

Некоторые советские пионеры отмечали Пасху не только в семейном кругу, но и в школе
Некоторые советские пионеры отмечали Пасху не только в семейном кругу, но и в школе

Как и большинство моих сверстников я вырос без настоящей, одухотворённой Пасхи. Что это за праздник, о чём он, для чего – этого я долгое время не знал.

Никаких упоминаний о светлом празднике в СМИ тогда не было. Даже предварительно узнать дату Пасхи было непросто, не говоря уж о более существенных моментах.

Дома у нас на Пасху стараниями мамы всегда были крашеные яйца, ветки вербочки в вазе и кулич. Кулич официально именовался «Весенним» и продавался только в пасхальные дни. Сами мы его никогда не пекли, покупали в соседней булочной.

На следующий день после Пасхи, в понедельник мы, дети несли несъеденные яйца с собой в школу «на обед» и на подарки друзьям. На самом деле нам, ученикам младших классов, не терпелось узнать, чья же скорлупа окажется крепче. – Мы устраивали своеобразные турниры, ударяя яйцо о яйцо. А вот есть эти яйца не очень-то и хотелось. Но выкидывать еду тогда было не принято. Так что мы ели, как говорится, через «не хочу».

Однажды отец рассказал мне, что на Пасху люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» А ещё они «христосаются», т.е. троекратно целуются.

Я с некоторой долей сомнения выслушал рассказ отца. – На улицах Москвы моего детства таких странных обычаев никто не соблюдал. Да, и слово какое-то странное, воскресе... Но чуть позже в советском художественном фильме о царской России я к своему удивлению увидел людей, которые действительно говорили друг другу «Христос воскресе» и троекратно лобызались прямо на улице.

Но больше всего о Пасхе я узнал от своего дедушки по материнской линии, Ивана Ефимовича Воробьёва. Он был родом из Мценского района Орловской области, из крестьян. Он прекрасно помнил все деревенские традиции и очень живо их описывал.

Но дедушка не любил вспоминать «на заказ». Если я хотел что-то узнать, то мне надо было терпеливо ждать, когда он будет в настроении для воспоминаний. И только тогда можно было аккуратно задавать ему наводящие вопросы.

Однажды в такое благоприятное для воспоминаний время дедушка стал рассказывать про Пасху в деревне до коллективизации – про торжественное богослужение, колокольный звон и особые пасхальные угощения. Больше всего меня заинтриговал его рассказ о катании яиц, которым любили заниматься крестьянские дети. Я несколько раз его переспрашивал, но так и не смог полностью понять, что же это была за забава.

И вот, работая на этим блогом, нашёл в интернете такую информацию: «Еще одной любимой забавой [крестьян на Пасху] было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов» (источник: портал Летиция).

Моё последнее воспоминание о советской Пасхе связано с дискотекой. Чтобы отвлечь старшеклассников и студентов от Церкви во дворцах молодёжи в пасхальную субботу стали устраивать ночные танцы – что-то уникальное для тех лет, когда молодёжные мероприятия заканчивались рано. В каком-то смысле это был «атеизм с человеческим лицом». Милиция уже не гоняла молодых участником крестного хода, а светские власти пытались ограничить церковное влияние на молодёжь с помощью развлечений.

В ту Пасху друзья мои радовались предстоящим ночным дискотекам и приглашали меня. Но я не пошёл.

А на следующий год мы с родителями в изумлении смотрели по Центральному телевидению первую трансляцию пасхального богослужения. Начиналось новое время...
обсудить блог
лариса (сантандер)25.1.2015
Да..я тоже выросла в это время..и в церковь мы с по дружками бегали тайком.,и перед этим всегда ели печеную картошку..так вот там женьшина была не знаю поподьиха или монашка,так она нас с грязными руками не пускала,интересно было увидеть иконы,при огромном страхе разумеется.а в классе у меня была девочка верующая..так мы её все тюкали по черному..а воспоминаний море..мой муж испанец и он всегда слушает меня с интересом .
Андрей (Горячий Ключ)18.4.2009
Друзья мои!
Ап. Павел писал христианскому собранию 1 века в городе Коринф: "Не впрягайтесь в неравное ярмо с неверующими. Ведь какое общение может быть у праведности с беззаконием? Или что общего у света с тьмой?". Если доподлинно известно, что Пасхальные обычаи в христианскую религию пришли из язычества, тогда о чем можно рассуждать! Ответ очень прост, официальная Церковь, никогда не следовала за библейским Христом, она шла и идет своей дорогой, а мы сегодня имеем возможность узнавать , чему на самом деле учит Библия, и строить свою веру не на лживых демонических учениях, а в согласии со здраым учением Бога.( сравните пожалуйста 1 Тимофею 3:16,17).
константин ерофеев (ленинград)19.12.2008
Забавно, но, как все у нас в последнее время - благоглупости и переливание из пустого в порожнее. Просто мы все еще боимся признаться, что последние двадцать лет - полный крах всего и вся, полное поражение добра и правды.
катя (саранск)6.8.2008
какие все умные, просто жуть, только вот всем на уши лапшу в советское время навешали, так до сих пор с этой лапшой и ходите! жаль вас всех! не хотите знать правды, просто вам так удобнее и проще, а на самом деле не все так хорошо было, да и сейчас тоже!
maksat muradov (Pais Vasco)30.7.2008
Барди, значит отход радио Свободная Европа - залог цивилизации? Не смешите!
Барди15.7.2008
"Чтобы отвлечь старшеклассников и студентов от Церкви во дворцах молодёжи в пасхальную субботу стали устраивать ночные танцы"

- спустя некоторое время кремлядь поняла, что попья бояться не надо и крепко-накрепко скооперировалась с РПЦ. Попы были не против. Сегодня спайка чекистов с РПЦ крепка как никогда.

"А на следующий год мы с родителями в изумлении смотрели по Центральному телевидению первую трансляцию пасхального богослужения. Начиналось новое время..."

- никакого "нового времени" не началось и начаться не могло по определению. Вернее, оно началось для тех, кто сумел воспользоваться моментом - для Венгрии, для Чехии, для Польши. Для румынов, которые подняли восстание и уничтожили режим.

Кстати, 1-го августа радио "Свободная Европа" прекращает вещание на Румынию. Это свидетельствует о том, что в мире ещё на одну цивилизованную страну стало больше...

Россия же и новое время несовместимы по сути и по форме.
Сергей (СПБ)4.7.2008
Я бы сказал, что в советские времена были легкие притеснения, и это правильно, если попов не притеснять, они наглеют.
Юра (Москва)22.6.2008
Пасха это означает "проходящий мимо" - когда израильтяне выходили из ЕгиптаПасха или Вечеря — что следует отмечать?

КОГДА в одно из воскресений апреля над горизонтом забрезжит рассвет, миллионы людей встретят самый важный для них церковный праздник года — Пасху. Одно время под этим словом подразумевался 120-дневный период праздников и постов, который начинался с третьего воскресенья до Великого поста и заканчивался в день, называемый Троицей. Сегодня слово «пасха» относится только к одному дню, в который отмечается воскресение Иисуса,— к Пасхальному воскресенью.

Однако немного раньше, в один из вечеров этого же месяца, миллионы других людей соберутся вместе, чтобы отметить Вечерю воспоминания смерти Христа, известную также как Вечеря Господня. Это празднование учредил сам Иисус в свою последнюю ночь на земле. Тогда он сказал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Луки 22:19).

Что следует отмечать?

Происхождение Пасхи

В книге «Праздники средневековья» («Medieval Holidays and Festivals») говорится, что на многих языках «этот праздник назван в честь Эостры, языческой богини утренней зари и весны». Что это была за богиня? Ответ мы найдем в книге «Американские праздники» («The American Book of Days»): «Согласно легенде, именно Эостра открыла ворота Валгаллы, чтобы впустить туда Бальдра, который назывался Белым Богом за свою чистоту и Богом Солнца за то, что его лоб излучал свет для человечества». В книге добавляется: «Нет никаких сомнений в том, что на заре своей истории церковь заимствовала древние языческие обычаи и придавала им христианское значение. Так как праздник Эостры отмечался в честь весеннего возрождения жизни, было легко превратить его в празднование воскресения из мертвых Иисуса, благую весть которого они проповедовали».

Подобное заимствование объясняет, откуда в некоторых странах появились такие пасхальные атрибуты, как пасхальные яйца, пасхальный кролик и горячие булочки, украшенные крестом из глазури. В отношении обычая печь булочки «с блестящей подрумяненной корочкой, украшенные... крестом» в книге «Пасха и пасхальные обычаи» («Easter and Its Customs») говорится: «Крест был языческим символом задолго до того, как он приобрел вечное значение, связанное с событиями Великой пятницы, и еще в дохристианские времена крестом иногда украшали хлеб и пироги».

Нигде в Священном Писании мы не найдем упоминания ни об этих обычаях, ни о том, что их соблюдали первые ученики Иисуса. Действительно, апостол Петр призывает нас ‘возлюбить чистое словесное молоко, дабы от него возрасти нам во спасение’ (1 Петра 2:2). Так почему же церкви христианского мира привнесли такие явно языческие символы в свои верования и обряды?

Ответ на этот вопрос дается в книге «Любопытное о популярных обычаях» («Curiosities of Popular Customs»): «Неизменный курс ранней церкви был направлен на то, чтобы придать христианское значение тем из сохранившихся языческих обрядов, искоренить которые было невозможно. В случае с праздником Пасхи такое преобразование было особенно легким. Радость от восхода солнца и от пробуждения природы после зимней спячки превратилась в радость от восхода Солнца праведности, от воскресения Христа из мертвых. Были изменены также некоторые языческие обряды, проводимые приблизительно 1 мая, и теперь они соответствовали празднованию Пасхи». Вместо того чтобы избегать популярных языческих обычаев и магических ритуалов, религиозные руководители закрывали на них глаза и придавали им «христианское значение».

«Но что в этом плохого?» — возможно, удивитесь вы. Некоторые полагают, что ничего. «Когда религия, такая, как христианство, насаждается народу извне, она заимствует и ‘благословляет’ некоторые народные обычаи, присущие более древней религии этого народа,— говорит англиканский священник Алан У. Уоттс в своей книге «Пасха — ее история и значение» («Easter—Its Story and Meaning»).— Она выбирает и вводит в литургию народные обряды, обозначающие, как кажется, те же вечные принципы, которым учит Церковь». Чтобы принять такие обряды, многим людям достаточно просто знать, что их церковь узаконила эти обряды и относится к ним как к священным. Но при этом остаются без внимания важные вопросы. Как Бог относится к таким обычаям? Дает ли он нам какое-нибудь руководство по этому поводу?

Выяснение точки зрения Бога

«День Пасхи, Праздник Воскресения нашего Господа — это величайший праздник Христианской Церкви»,— сказала в своей книге «Пасха и пасхальные обычаи» Кристина Хоул. С ней соглашаются и другие авторы. Роберт Дж. Майерз отмечает в книге «Празднования» («Celebrations»): «Никакой другой священный день или праздник Христианского года не может сравниться по важности с Пасхальным воскресеньем». Но это порождает некоторые вопросы. Если празднование христианской Пасхи настолько важно, то почему в Библии не дается четкого повеления делать это? Есть ли какое-нибудь сообщение о том, что первые ученики Иисуса отмечали Пасхальное воскресенье?

Библия не обходит молчанием вопрос о том, что нам с
Правдолюб (Москва)10.6.2008
Естестевенно, что во всем виноват тоталитарный советский строй и лично каждый руководитель КГБ. Возле каждой двери в каждом доме стояли автоматчики и обыскивали каждого человека. Если находился крестик, то всю семью немедленно выволакивали во двор и расстреливали....А уже если в перестройку в церковь ходили, то сразу 50 лет лагерей и урановых рудников давали, на крестных ходях злобные коммунисты на боевых треножниках хватали щупальцами несчастных богомольцев и со страшным уханьем пили их кровь. Ну а принесение верующих школьников в жертву перед Мавзолеем- это ж просто в порядке вещей было.


Аффтар, ври хоть складнее про СССР. Не стоит тут рассказывать небылицы. Советский союз- это великая страна.

И не стоит слушать Сванидзе на ночь.
Константин (Коломна)2.6.2008
"Только не говорите, что этим люди преобщались к вере..." - ну, почему же так однозначно? Само по-себе, посещение кладбища, оказывает благотворное влияние на душу человека.
Сергей Соседкин (kBogu.ru)21.5.2008
Большое спасибо всем за интересные отклики!

Библеист, вообще-то слово "религаре" родом из латыни. Поэтому в Новом Завете на оригинальном греческом-коине его нет.

Однако, Валерий, русских слов там тоже как таковых нет :) А некоторых богословских концепций нет и на оригинальных языках. Например, вы не найдёте в Библии слова "Троица" ни на греческом-коине, ни на древнееврейском. Это, конечно, не значит, что мы имеем право отвергать библейское учение о Св.Троице.

Примечательно, что греческое слово θρησκεια ("трескея") из Иакова 1:27 во всех более-менее принятых английских переводах передано как religion или religious service. В русском синодальном переводе это "благочестие", а у Кузнецовой - "набожность".
Библеист21.5.2008
Валерий, слово свзывать (религаре) есть в Библии.
Валерий (Ачинск)21.5.2008
Олегу из Севастополя.НА мой взгляд за религию можно гонять и сегодня. В сущесвующем виде она отдаляет от веры в Бога, от прямого общения с Ним.Слово "религия" ни одного раза не упоминается и не употребляется в библии. Почему?
Валерий (Ачинск)21.5.2008
серому кардиналу- Господь сказал:"НЕ судите и не будете судимы..."(Лук.6:37),также-"..Пребудете в слове Моем...познаете истину и истина сделает вас своодными","От недостатка ведения гибнет народ Мой"
олег (севастополь)17.5.2008
а чуть раньше гоняли в школе за религию безбожно
Василий (Астрахань)6.5.2008
Сергей, как все описанное Вами похоже на то, что было и в моей юности советских времен....
Даже ребенка приходилось крестить тайно.

Спасибо за интересный пост..
серый кардинал (Нью-Йорк)6.5.2008
Пасха в СССР- это был поход по кладбищам! Вроде, первомайской демонстрации... Те же бутылки и стаканы, плюс, куличи и разноцветные яйца. Только не говорите, что этим люди преобщались к вере...
Пасха в России сейчас- это, в принципе, тоже самое, только, ходят уже не по кладбищам, а по домам. А пьют, едят и говорят, всё тоже самое.
имя  
город  
отзыв

введите число            
28.4.2011
10.9.2009
20.12.2008
27.4.2008
Моя советская Пасха: воспоминания из детства

10.3.2008
13.12.2007
14.11.2007
7.7.2007
3.5.2007
18.3.2007
2.2.2007
21.12.2006