Мы проводили 2024 год от Рождества Христова, и многие в сетях его бранят.
Я даже видел картинку про то, как у какого-то ощерившегося зверька спрашивают «что помогло вам не сойти с ума в этот год», а зверек отвечает «ничего не помогло».
Между тем беды и страдания связаны с реакцией людей не напрямую. Я знаю очень спокойных, мирных, благожелательных беженцев и исполненных уныния, гнева и ярости людей, которые никак не пострадали. Тут, с одной стороны, у всех разная психика, кого-то не убивает увечье, кого-то убивают новости. Но с другой стороны — наш собственный выбор. Он возможен только в определенных рамках, но все же есть.
Весь мир лежит во зле — и лежал до нас, и продолжит лежать до Второго и Славного Пришествия нашего Господа. Негодовать, так, как будто нам должны были предоставить мир, в котором люди добры и разумны, было бы бессмысленно. Уходящий год вовсе не был самым ужасным в истории человечества или конкретных стран. Люди грешат, страдают и умирают — как они делали это всегда.
Но мы можем выбрать надежду — во всем этом совершается тайный замысел, ведущий к нашему спасению и вечной радости. В нашей жизни действует промысл Божий — и мы можем выбрать благодарность за то, что у нас было хорошего и за избавление от того плохого, что могло случиться — и не случилось.
Мы можем согласиться видеть милость Божию к нам — в доброте других людей, в любви близких, в том, что у нас есть пища на столе. В том, что, если зло этого мира ужасает нас — это значит, что оно нас не поглотило и не переварило.
Повеление Господа молиться за врагов — это не чрезмерный идеализм, это как раз то, что помогает не сойти с ума. Мы можем молиться о людях, вызывающих нашу неприязнь и негодование — «Господи, прости его грехи и мои, и обрати на пути правды его и меня». Потому что гнев разрушает душу, даже на чисто земном уровне — за ним приходит мучительное переживание бессилия, за ним — страх и упадок сил.
У нас нет власти над происходящим и над решениями других людей. Нет смысла растрачивать силы на то, что мы не можем изменить. Но у нас есть власть в более важном вопросе — в том, что определяет нашу вечную участь, и, возможно, влияет на вечную участь других людей.
Вера и надежда — это выбор, который мы можем сделать (или не сделать). Он не определяется нашими обстоятельствами — он определяется нами. Поэтому гораздо лучше провожать ушедший год с благодарностью. Как говорит псалмопевец, «в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:16).
Этот год был записан в Его книге — как и наступивший. И мы можем начать новый год со смиренной молитвы. Раз уж скорби и трудности неизбежны, мы, по крайней мере, можем не добавлять к ним бессмысленного гнева и ропота. Мы можем использовать их как материал для возрастания в вере и надежде.