анонсы статьи
новости
24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде
Секрет гениальности Баха

Сергей Худиев, Москва

7 января Православная Церковь празднует Рождество, а западные христиане вспоминают посещение Волхвов. Я слушаю «Рождественскую Ораторию» Баха — и это не только гениальная музыка, но глубокое богословие — и думаю о том, что Бах был тем композитором, с которого началось мое знакомство с классической музыкой. В моем далеком советском отрочестве у нас был проигрыватель с виниловыми пластинками, и я мог слушать — с характерными легкими потрескиваниями — музыку Баха, Генделя и Вивальди.

Конечно, я не понимал ни единого слова и имел самое смутное представление об основной теме их творчества, но красота великой музыки, как и красота вообще, говорила о реальности чего-то гораздо большего, чем тот мир бесконечно круговращающейся материи, который в то время только и признавался на официальном уровне.

Гениальность этих великих композиторов вполне признавалась в СССР, их пластинки официально выпускались — при всей острой враждебности к той вести, которая породила их музыку. Это создавало странную ситуацию — самые великие творения человеческой культуры, которые сохраняют свое значение веками, были, как считалось, порождены вредным заблуждением.


Нельзя сказать, что никто не замечал этого парадокса. Я читал книжку, где объяснялось, что преобладание религиозных мотивов в великом искусстве объясняется тем, что почти единственными заказчиками для архитекторов, живописцев и композиторов выступала Церковь — или светские владыки, желавшие выказать свое благочестие. Это не помогало творцам искусства — а, скорее, мешало. Они были связаны требованиями религии. Примерно то же самое говорят и современные атеисты.

Но у этого объяснения есть явная проблема. В наши дни Церковь никоим образом не монополист. Если бы человек с художественным дарованием Баха или Джотто предложил свои услуги какой-нибудь светской компании (или государству) его оторвали бы с руками.

Более того, относительный достаток и наличие свободного времени, возможность легко купить все необходимое для творчества, развитие компьютерных технологий, позволяющих сочинять музыку и создавать картины при очень небольших затратах, позволяет вообще обойтись без богатых меценатов. Все это создает для творчества условия, о которых гении прошлого могли только мечтать. Однако мы не видим никаких светских аналогов «Рождественской оратории». Почему?

Потому что эта музыка была порождена тем посланием, которое она передавала. В ней отражалась глубокая личная вера самого Баха — и его аудитории.

Чтобы создавать гениальные произведения нужно нечто большее, чем желание заработать, прославиться, или даже послужить «искусству ради искусства». Нужен не только «талант от Бога», но и ясное сознание того, что этот талант дан именно Им, и должен быть обращен к возвещению Его славы. Именно в этом утраченный секрет гениальности Баха, Генделя, Вивальди и многих других гениальных композиторов.
Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие
  Следующие 20 >>