Недавно я прочитал о некоторых практиках, которые в Библии обозначают просто как «вызывание духов», а в наши дни - несколько коряво звучащее по-русски название «ченнелинга». Что люди находят у тех «духовных сущностей», с которыми они входят в контакт? То, что они называют «безусловной любовью»? Такая любовь «не осуждает, не критикует, всегда принимает ваш выбор».
«Ты уже совершенен, просто будь собой» — говорят эти ласковые голоса. Грех, вина, все эти «негативные» понятия отбрасываются. Но любовь ли это? Что такое любовь, на самом деле? Любовь — это искание другому блага; может ли любовь осуждать и критиковать?
Смотря, что мы имеем в виду. Увы, но критика часто бывает далека от любви. За ней легко может скрываться желание пнуть и унизить, разрушить веру человека в его силы, «поставить его (или ее) на место», причем место незавидное — уж точно ниже критикующего.
Осуждение каких-то поступков человека в нашем мире часто выглядит как попытка его морально уничтожить — выставить дураком или злодеем, которому не место в приличной компании. Мы обычно совсем не рады слышать критику в свой адрес. Ее и так слишком много.
В этом мире хватает критики — а вот ободрения и принятия очень мало. Люди, изголодавшись, ухватываются на любое обещание «безусловной любви и принятия». Но, кроме язвительной критики и беспощадного осуждения, в этом мире есть и другие плохие вещи. Например, лесть. Весьма дурные люди, которые уж точно не желают вам блага, могут втереться к вам в доверие, изображая самую сердечную привязанность. Примеров этого, увы, предостаточно. От относительно безобидных (вам просто что-то хотят продать) до жульнических (вас хотят лишить сбережений) или криминальных (вас хотят втянуть в преступление).
Как понять, имеете ли вы дело с искренней любовью? Она будет отзываться на вашу нужду в ободрении и поддержке — но и на другие ваши нужды тоже.
А нередко нам нужна именно критика — когда вы, например, уже почти перевели деньги мошенникам, тот, кто вовремя обратит ваше внимание на глупость вашего поведения, окажет вам ценную услугу. Неприятно осознать, что вы повелись на мошенническую разводку — но лучше осознать это раньше, чем позже.
В нашем, человеческом мире мы понимаем, что не все «позитивно» звучащие голоса заслуживают доверия. Но это так и в духовном мире. Не все, кто говорят приятные вещи — ваши искренние друзья. Как говорит Апостол: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Иоан.4:1).
Апостол указывает и на критерий различения: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1Иоан.4:2,3).
Евангелие есть весть о любви Божией — безусловной и незаслуженной. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16). Именно в свете этой любви мы можем увидеть истину о себе — мы несовершенны, более того, мы глубоко повреждены грехом. Но у нас есть Тот, кто нас любит, прощает и спасает — тот, кто терпеливо призывает нас к Себе. Как говорит Он сам. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28).