Писание говорит, что «Начало мудрости — страх Господень» (Прит.9:10). Однако Писание говорит и о другом страхе перед Богом — который вовсе не одобряется. Первое упоминание страха в Библии — это Быт. 3:10, в рассказе о грехопадении Адама: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт.3:9-10).
Это страх, который побуждает падшего Адама скрываться, изворачиваться, врать и перекладывать ответственность. Мы видим другой пример такого страха в Евангелии: «Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, Ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; Для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?» (Лук.19:20-23).
За этим «я убоялся» стоит обвинение в адрес Бога. Человек провалил порученное ему задание — не умножил серебра своего Господина. Однако, вместо того, чтобы просто попросить прощения, он обвиняет Господина — «ты жестокий, я испугался».
В его страхе — как и в страхе Адама — есть то, что в наши дни называют «пассивно-агрессивным» поведением. Человек выражает враждебность — но не смеет (или не хочет) заявить ее прямо, а вместо этого проявляет какую-то утрированную покорность, как недобросовестный работник, который выказывает подчеркнутую пришибленность и страх — «вот какое чудовище мой начальник!»
В этом страхе (когда он обращен на человека) есть явная несправедливость, и мы бы могли сказать такому боящемуся: «Это не начальник у тебя жестокий и придирается; это ты завалил работу. По хорошему попроси прощения, постарайся исправиться, и все будет хорошо».
Когда такой страх обращен на Бога, это тем более клевета, попытка выгородить себя, очернив сам Свет, выставить себя жертвой несправедливости и жестокости, и сделать все это под видом утрированного смирения. «Не думай, что Бог добр! Он очень суров, у Него не забалуешь, Он только и ищет повода швырнуть тебя в ад, Он ставит тебе требования, которые ты точно не сможешь выполнить, а потом осудит за то, что ты их не выполнил. Его надо бояться до обморока. Постоянная демонстрация крайней пришибленности и запуганности — это единственный, хотя и ненадежный, способ избежать Его страшного гнева».
Такой страх вовсе не угоден Богу; он, как и в случае с нерадивым рабом из притчи, оказывается самосбывающимся пророчеством. Вы разрушите свои отношения с людьми — и с близкими, и с коллегами, и с начальством — если попробуете бояться их таким образом. Вы тем более разрушите свои отношения с Богом.