Одна из наиболее обсуждаемых в эти дни новостей — приговор организаторам выставки "Запретное искусство" Юрию Самодурову и Андрею Ерофееву. Оба были приговорены к денежному штрафу. На выставке были представлены такие "произведения", как, например, репродукция картины, изображающей арест Спасителя, на которой голова Христа была заменена головой Микки-Мауса, оклад иконы, заполненный икрой, и тому подобное.
Приговор вызвал ожидаемо бурное негодование в, скажем так, либеральных кругах, и дискуссию среди христиан. Как христиане должны реагировать на богохульство? Уместно ли преследовать богохульников по суду?
Ответ на этот вопрос связан с тем, как мы видим свою ответственность перед обществом (и видим ли мы ее вообще). Если речь идет о наших "религиозных чувствах", то, в самом деле, мы живем в мире, где очень многое нас глубоко удручает, как Лота в Содоме, который "ежедневно мучился ... видя и слыша дела беззаконные" (2Пет.2:8). Стоит ли уделять внимание именно этому случаю?
Я бы сказал, что стоит. В романе К.С.Льюиса "Мерзейшая мощь" главного героя, Марка, соблазняют вступить в "избранный круг" преступников, и проводят его через "курс объективности", на одном из этапов которого ему предлагают топтать Распятие, чтобы освободиться от подсознательной "подавленности" христианством. К счастью, Марк, до того послушный, на этот раз отказывается, и планы злодеев срываются.
Но планы эти очевидны — разрушить в человеке хотя бы смутное чувство святыни и максимально затруднить ему возвращение к Богу. И вот в наше время люди, называющие себя "актуальными художниками", прописывают согражданам такой вот "курс объективности". Да, непосредственно принять участие в глумлении предлагал в свое время только Авдей Тер-Оганьян, остальные предлагают только принять, согласиться, признать, что изображать Спасителя с головой Микки-Мауса — это нормально, приемлемо, "имеют право".
И вот тут Христиане могут (и я бы сказал, должны) прибегнуть к мирным и законным мерам, чтобы этот "курс объективности" сорвать. Апостол Павел не смущался обращаться к своему римскому гражданству, так и нам незачем пренебрегать правами, которые мы имеем как граждане России.