Мир сна, тайные лабиринты подсознания всегда привлекали голливудских кинематографистов. Добрался до них и «темный рыцарь» Голливуда Кристофер Нолан. Его новый фильм российские прокатчики, почему-то, перевели как «Начало». Не знаю уж, чем они мотивировали сие название, но английский оригинал «Inception» корректнее было перевести как «Внедрение». На этом построена вся интрига фильма.
Российский зритель знает Нолана, прежде всего, по его двум фильмам из сериала «Бэтмен». Хотя и его римейк скандинавского фильма «Бессонница» с Аль Пачино в главной роли тоже не должен был пройти мимо взыскательного взора отечественных любителей кино. Стилистика Нолана всегда отдает готической таинственностью и сюжетной запутанностью. Не изменяет он себе и в этот раз.
Главный герой фильма Дом Кобб - одаренный вор, лучший в опасном искусстве: он крадет ценные секреты из глубин подсознания во время сна, когда человеческий разум наиболее уязвим. Редкие способности Кобба сделали его ценным игроком в привычном к предательству мире промышленного шпионажа, но они, превратили его в извечного беглеца и отняли все, что он когда-либо любил.
И вот у Кобба появляется шанс исправить ошибки. Его последнее дело может вернуть все назад, но для этого ему нужно совершить невозможное - инициацию. Вместо идеальной кражи Кобб и его команда должны будут провернуть обратное. Теперь их задача - не украсть идею, а внедрить ее. Если у них получится, это и станет идеальным преступлением. Но никакое планирование или мастерство не могут подготовить команду к встрече с опасным противником, который, кажется, предугадывает каждый их ход. Врагом, увидеть которого мог бы лишь Кобб.
Сценарий, режиссура и операторская работа сделали свое дело: фильм завораживает. Каждый кадр «Начала» выверен с ювелирной точностью и отшлифован до совершенства. Визуальные эффекты тоже не подкачали, 200 миллионов бюджета видны невооруженным взглядом. Происходящему на экране веришь сразу и моментально погружаешься в сказочный мир сновидений.
Перевернутые с ног на голову города, вертикальные дороги с автомобилями, рушащиеся здания. Отдельная благодарность Нолану и всем ответственным за мини-вэн, падающий в воду 30 минут! Саундтрек именитого Ханса Циммера доводит это впечатление до самого пика.
Потрясающий по красоте визуальный ряд дополняется отменной актерской игрой. Созданный Леонардо ДиКаприо образ Кобба настолько правдоподобный и запоминающийся, что его герою веришь без капельки сомнений. Мне кажется, что ДиКаприо с каждым фильмом все набирает и набирает мастерства. Его работу смотреть одно удовольствие. Он научился играть очень разных персонажей с разными характерами, разной драматикой.
Второстепенные персонажи ничуть не уступают. Все они отлично прописаны, у каждого есть свой неповторимый характер, и, что самое главное - все находятся на своих местах. Тут не подкачали и полный восточного шарма Кен Ватанабе, и еще отдельно мне понравился Том Харди, исполнивший роль обаятельного вора. Среди актрис впечатлила, конечно, Марион Котияр. Так сыграть виртуальное безумие! Уникальное исполнение.
На самом деле, мне фильм напомнил романы знаменитого американского писателя-фантаста Филиппа Дика. В этих бесконечных уровнях сна есть что-то от его многоуровневых путаниц сознания, как в его романе «Снятся ли андроидам электроовцы».
Как и все хорошее кино, фильм многослоен. Тут и о взаимоотношениях людей друг с другом, и о том, что виртуальный мир опасен именно своей яркостью и... нереальностью. И еще этот фильм об ответственности, как бы это пафосно не звучало. Герой проходит через борьбу не просто с чужим подсознанием за собственное счастье и свою свободу. Но борется с самим собой. Фильм не просто напряженный триллер – это психологическая драма. Драма тонкая, напряженная, яркая. Сказать, что фильм пугающая загадка, почти лабиринт Минотавра – значит, ничего не сказать.
Есть ли в этой картине мораль? Безусловно! Но мораль очень тонко и талантливо прорисованная. Каждый приходит к своим собственным выводам, потому что видит свои аллюзии и метафоры, исходя из своего жизненного опыта. Рассказывать про этот фильм все равно, что попытаться передать в словах живопись Брейгеля – получается плоско и совершенно не отражает того, что ты увидел и пережил во время просмотра. Поэтому попробуйте сами погрузиться в мир Нолана и увидеть там то, что откроется лично вам. Во всяком случае, это талантливое и неординарное кино, не пустышка.