анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Кино делают «троечники»?

Игорь Попов, Москва

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Приключения Электроника"
Одна дискуссия в блогах заставила меня задуматься над интересным вопросом: почему в отечественном кино создается упорный миф про особую избранность «троечников» и «двоечников». То ли кино делают сами «троечники», то ли соцзаказ такой…

В дискуссии этой превозносились «троечники» (собственно автором записи), противостояли этому «отличники». Сам я был всегда «хорошистом», поэтому, смею надеяться, имею право третейского судьи.

Итак, давайте сразу о мифах. Кино делают «троечники». Ну, во-первых, смотря какое кино, а, во-вторых, кто делает? В искусстве, как и в других сферах жизни, очень много посредственностей. Тезис: «троечники – это романтики и нонконформисты, поэтому, они противопоставляли себя окружающим» мне кажется весьма спорным.

Дело тут не в успеваемости, а в характере и воспитании. Более того, знаю массу примеров, когда «троечники» после окончания школы и института превращались в «отличников», начиная работать над собой, потому, что обстоятельства этой жизни таковы – успеха (настоящего успеха) добивается лишь тот, кто подчиняет себя самодисциплине и работе над собой и постоянно учится, чего бы это не касалось – работы или личной жизни.

Теперь о кино. Кино, по крайней мере, гениальное и талантливое кино снимают не троечники. Возьмем два наиболее ярких примера. Гений русского кино Андрей Арсеньевич Тарковский. Отец, Арсений Александрович — талантливый поэт и переводчик. Мама, Мария Ивановна, актриса, литературный работник, закончившая вместе с Арсением Высшие литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов. И мама, и отец впоследствии участвовали в работах сына. Стихи отца звучат с экрана в нескольких фильмах Андрея Арсеньевича.

Когда будущему знаменитому режиссеру было всего пять лет, отец покинул семью. А жили они в Москве, в Щипковском переулке, что в Замоскворечье. Здесь же Тарковский учился в школе, вместе с другим знаменитым ныне Андреем из мира искусства — поэтом Вознесенским.

По воспоминаниям однокашников, у Тарковского уже в детстве было чувство избранности, аристократичности. Он был среди мальчишек всегда опрятен и свеж, в юности одевался вызывающе модно, хотя семья была очень бедной, особенно после ухода отца.

Вел себя Андрей раскованно, даже с учителями общался, как с равными. Видимо, ощущение внутренней свободы было у него врожденным. Он был классическим «отличником», а ведь именно они становятся среди сверстников аутсайдерами. И причина банальна – детская и подростковая зависть.

Другой пример: Карен Георгиевич Шахназаров. В детстве Карен Шахназаров занимался живописью и хотел поступать на художественный факультет ВГИКа, но для этого было необходимо иметь среднее художественное образование. Поэтому он решил поступить на режиссерский факультет. В школе был «отличником» и остался им и после школы - народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор, председатель правления Киноконцерна «Мосфильм».

Так почему же в советском кино так много фильмов о «троечниках» и так мало об «отличниках»? А все дело в идеологии. В свое время, после революций, образованность часто воспринималась, как нечто буржуазное, а уж аристократизм и воспитание и вовсе что-то чужеродное. «Маленький» человек стал всем, и именно его нужды часто были наиболее актуальны и в государственном масштабе.

Кстати, а вы не задумывались, что на всех уровнях жизни происходило такое, не только в кино, но, например, и в церкви. «Отличник» очень выделялся из общей массы. На него, часто, навешивались совершенно нелепые ярлыки – «карьерист», «приспособленец», «ботаник». Хотя, между тем, вы не замечали что большинство фильмов о «троечниках» на самом деле ставили своей целью очень простую морализаторскую цель – перевоспитание этих самых «троечников».

Классический пример из моего детства – фильм «Приключения Электроника». Вроде бы все тот же «троечник» Сыроежкин. Однако… не все так просто. Приходит робот Элик и начинает учиться за Сыроежкина. Он классический «отличник». И что? Из закомплексованного «троечника» он превращает Сыроежкина в настоящего лидера, который стремится быть первым во всех областях знаний и жизни, и он правда объединяет вокруг себя одноклассников. Даже бунтаря Макара Гусева.

И что в итоге? Элик исчезает и Сыроежкин понимает, что ему нужно созданную роботом репутацию не просто поддерживать, он должен завоевать ее снова, как должен завоевать снова уважение своих одноклассников. И в этом ему помогают… его же одноклассники. По сути, у авторов фильма и самой книги простая мысль: дети будущего – это сознательные «отличники», которые хотят совершенствоваться во всем, включая и учебу.

Вывод прост: мы живем в мире мифов, вот таким мифом и является «успешность» «троечников», и «неуспешность» «отличников». Чтобы чего-то достичь нужно, просто необходимо, быть «отличником» в своей сфере, подчиняя свою жизнь самодисциплине, труду и самоорганизации, как бы это не банально звучало. Только все это должно распространяться на все сферы жизни, включая и жизнь духовную.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>