Одна дискуссия в блогах заставила меня задуматься над интересным вопросом: почему в отечественном кино создается упорный миф про особую избранность «троечников» и «двоечников». То ли кино делают сами «троечники», то ли соцзаказ такой…
В дискуссии этой превозносились «троечники» (собственно автором записи), противостояли этому «отличники». Сам я был всегда «хорошистом», поэтому, смею надеяться, имею право третейского судьи.
Итак, давайте сразу о мифах. Кино делают «троечники». Ну, во-первых, смотря какое кино, а, во-вторых, кто делает? В искусстве, как и в других сферах жизни, очень много посредственностей. Тезис: «троечники – это романтики и нонконформисты, поэтому, они противопоставляли себя окружающим» мне кажется весьма спорным.
Дело тут не в успеваемости, а в характере и воспитании. Более того, знаю массу примеров, когда «троечники» после окончания школы и института превращались в «отличников», начиная работать над собой, потому, что обстоятельства этой жизни таковы – успеха (настоящего успеха) добивается лишь тот, кто подчиняет себя самодисциплине и работе над собой и постоянно учится, чего бы это не касалось – работы или личной жизни.
Теперь о кино. Кино, по крайней мере, гениальное и талантливое кино снимают не троечники. Возьмем два наиболее ярких примера. Гений русского кино Андрей Арсеньевич Тарковский. Отец, Арсений Александрович — талантливый поэт и переводчик. Мама, Мария Ивановна, актриса, литературный работник, закончившая вместе с Арсением Высшие литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов. И мама, и отец впоследствии участвовали в работах сына. Стихи отца звучат с экрана в нескольких фильмах Андрея Арсеньевича.
Когда будущему знаменитому режиссеру было всего пять лет, отец покинул семью. А жили они в Москве, в Щипковском переулке, что в Замоскворечье. Здесь же Тарковский учился в школе, вместе с другим знаменитым ныне Андреем из мира искусства — поэтом Вознесенским.
По воспоминаниям однокашников, у Тарковского уже в детстве было чувство избранности, аристократичности. Он был среди мальчишек всегда опрятен и свеж, в юности одевался вызывающе модно, хотя семья была очень бедной, особенно после ухода отца.
Вел себя Андрей раскованно, даже с учителями общался, как с равными. Видимо, ощущение внутренней свободы было у него врожденным. Он был классическим «отличником», а ведь именно они становятся среди сверстников аутсайдерами. И причина банальна – детская и подростковая зависть.
Другой пример: Карен Георгиевич Шахназаров. В детстве Карен Шахназаров занимался живописью и хотел поступать на художественный факультет ВГИКа, но для этого было необходимо иметь среднее художественное образование. Поэтому он решил поступить на режиссерский факультет. В школе был «отличником» и остался им и после школы - народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор, председатель правления Киноконцерна «Мосфильм».
Так почему же в советском кино так много фильмов о «троечниках» и так мало об «отличниках»? А все дело в идеологии. В свое время, после революций, образованность часто воспринималась, как нечто буржуазное, а уж аристократизм и воспитание и вовсе что-то чужеродное. «Маленький» человек стал всем, и именно его нужды часто были наиболее актуальны и в государственном масштабе.
Кстати, а вы не задумывались, что на всех уровнях жизни происходило такое, не только в кино, но, например, и в церкви. «Отличник» очень выделялся из общей массы. На него, часто, навешивались совершенно нелепые ярлыки – «карьерист», «приспособленец», «ботаник». Хотя, между тем, вы не замечали что большинство фильмов о «троечниках» на самом деле ставили своей целью очень простую морализаторскую цель – перевоспитание этих самых «троечников».
Классический пример из моего детства – фильм «Приключения Электроника». Вроде бы все тот же «троечник» Сыроежкин. Однако… не все так просто. Приходит робот Элик и начинает учиться за Сыроежкина. Он классический «отличник». И что? Из закомплексованного «троечника» он превращает Сыроежкина в настоящего лидера, который стремится быть первым во всех областях знаний и жизни, и он правда объединяет вокруг себя одноклассников. Даже бунтаря Макара Гусева.
И что в итоге? Элик исчезает и Сыроежкин понимает, что ему нужно созданную роботом репутацию не просто поддерживать, он должен завоевать ее снова, как должен завоевать снова уважение своих одноклассников. И в этом ему помогают… его же одноклассники. По сути, у авторов фильма и самой книги простая мысль: дети будущего – это сознательные «отличники», которые хотят совершенствоваться во всем, включая и учебу.
Вывод прост: мы живем в мире мифов, вот таким мифом и является «успешность» «троечников», и «неуспешность» «отличников». Чтобы чего-то достичь нужно, просто необходимо, быть «отличником» в своей сфере, подчиняя свою жизнь самодисциплине, труду и самоорганизации, как бы это не банально звучало. Только все это должно распространяться на все сферы жизни, включая и жизнь духовную.