На прошлой неделе отмечался всемирный день толерантности - или, как говорят по-русски. терпимости. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО в 1995 году.
Должен ли христианин быть толерантным? Как это часто бывает, слово “толерантность” используется в ряде значений и нам надо уточнять, о чем идет речь в том или ином конкретном случае.
Оно может означать стремление к поддержанию мира с людьми, которые отличаются от нас в каком-то отношении - выглядят по-другому, говорят на другом языке или придерживаются других обычаев. В этом случае нам нечего возразить - “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим.12:18).
Это слово может означать, что все верования, традиции и обычаи должны рассматриваться как равноценные, и говорить о том, что христианство превосходнее, скажем, индуизма - интолерантно. С этим мы не можем согласиться. Рискуя нарваться на обвинения в экстремизме, мы должны засвидетельствовать, что Бог открылся человечеству в лице Иисуса Христа, и те взгляды на мир, которые в каких-то вопросах расходятся с библейским откровением, в этих вопросах ошибочны.
Под “толерантностью” могут понимать убеждение, что аборты столь же хороши, как дети, а мужеложство столь же почтенно, как и брак. С этим мы тоже не согласны. Мы верим в то, что существует спасительная Истина - и эта Истина в Иисусе Христе. Христианская альтернатива нетерпимости и враждебности - это миссия.
Человек других обычаев и убеждений для нас не враг, а тот, кого пришел спасти Христос, тот, кому должно быть возвещено Евангелие.
Мы призваны склонить сердце этого человека ко Христу - а такая цель несовместима с презрительным высокомерием или ненавистью. Несовместима она и с убеждением, что грех столь же хорош, как покаяние, а противление ничуть не хуже веры. Мир предлагает выбирать нам между терпимостью и нетерпимостью, Евангелие предлагает нечто совсем иное - говорить истину с любовью.