Мир волшебной сказки никогда не выйдет из моды. Потому что в самом этом мире есть все, что необходимо как писателю, либо режиссеру, так и читателю, либо зрителю. Можно много говорить о жанре фэнтэзи и сказке, их различиях и сходствах, но факт остается фактом – волшебные сказки бессмертны, просто потому, что всегда найдутся дети, которые хотят читать и жить в сказочном мире.
Все эти мысли пришли мне в голову, когда я сидел на премьере третьей части экранизации бессмертной сказки Льюиса «Хроники Нарнии». И позвольте дам вам еще один совет: никогда не читайте критики до просмотра фильма. Это я понял уже давно, но всегда, почему-то, нарушаю это золотое правило. И когда читаю критическую статью на тот или иной фильм меня не покидает странное чувство, что кинокритик не пошел дальше рекламного трейлера. Впрочем, это все предисловие.
Если честно, на премьеру третьей части «Хроник Нарнии» я шел с некоторой опаской. Снимал ее уже другой режиссер – Майкл Аптед. И еще потому, что вторая часть («Принц Каспиан») мне показалась несколько более скучной, чем ее литературный предшественник. Но я не пожалел затраченного времени, которое провел, в буквальном смысле, в сказочном мире волшебника Клайва Льюиса.
«Покоритель зари, или Плавание на край света» (англ. The Voyage of the Dawn Treader) — роман Клайва Стейплза Льюиса, вышедший в 1952 году. Третья (пятая по хронологическому порядку) книга «Хроник Нарнии». В ней Люси и Эдмунд в третий раз попадают в Нарнию, а их кузен Юстас — в первый.
С точки зрения мира Нарнии, в «Покорителе Зари» описывается океан к Востоку от Нарнии, и описывается общее строение мира. «Покоритель Зари» — первый корабль Нарнии за несколько столетий. Король Каспиан построил его, чтобы отправиться в путешествие и найти семерых лордов, которых его дядя Мираз отправил на поиски земель, лежащих к востоку, когда узурпировал трон. Вместе с Эдмундом, Люси и их вредным кузеном Юстасом он отправляется на Восточные острова и через Серебристое море к стране Аслана на Краю Света.
Первое впечатление от фильма – это необыкновенное чувство радости, почти детского восторга. Я пошел на поздний вечерний сеанс, у меня болела голова, позади был трудный рабочий день. Все это я забыл, когда на экране возник величавый «Покоритель зари» и повзрослевший Каспиан. Этот фильм еще больше передает сам дух, саму атмосферу сказочного мира Льюиса.
Мир Льюиса удивительно христоцентричен. Уже многие годы не стихают баталии между фанатами Толкиена и Льюиса чей мир более метафоричен и глубок. Не буду становиться на сторону ни тех, ни других. По-моему, Толкиена настолько увлекал созданный мир как таковой, что все остальное для него было вторичным, между тем для Льюиса было важнее то, что он хотел сказать в своих сказках своим читателям. И киноверсия сказки очень ярко эту задачу помогает воплощать на экране.
Можно привести лишь один пример из фильма. Вредный кузен Юстас живет в очень продуманном, рационалистичном мире (кстати, юный актер сыграл эту роль настолько великолепно, что затмил, на мой взгляд, уже полюбившихся персонажей Люси и Эдмунда). Страсть к наживе приводит его к тому, что он превращается в Дракона. И он проходит долгий путь преодоления своих страхов, трусости и самолюбия, прежде чем Аслан сдирает с него кожу дракона, возвращая ему человеческий облик. И перед нами предстает совершенно другой человек - осознавший свою ценность и умеющий дать бой своим страстям.
Вот именно в таких метафорах удивительная сила сказки. Преображение человека происходит через испытания и преодоление своих собственных страхов и этому всегда сопутствует боль. Но как говорит сам Юстас, это какая-то приятная боль, подобная той, когда из тебя вынимают занозу.
И, конечно же, очень важной была сцена прощального разговора с Асланом. Люси понимает, что уже не вернется в Нарнию и не увидит Аслана. Он стал так дорог ей, что она не может этого пережить. На что Аслан говорит ей: «Я есть и в твоем мире. Просто меня зовут иначе. Учитесь узнавать меня под другим именем».
Мы живем в удивительном мире. Мы ищем духовные метафоры там, где их нет, и часто не видим явных символов там, где они закладывались изначально автором. И я благодарен режиссеру фильма, что он сохранил самое главное в произведениях Льюиса – он сохранил там образ Аслана, нам лишь нужно узнать его в нашем мире. Но для этого нам, быть может, нужно побыть драконом, чтобы стать тем человеком, который узнает и полюбит Аслана в нашем таком не романтичном и не сказочном мире.