анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Кризис взаимного доверия

Михаил Неволин

Наши слова, к сожалению, не всегда соответствуют нашим поступкам. На фоне участившихся заявлений о единстве и взаимной поддержке, становится очевидно, что мы, россияне, абсолютно не уважаем и не доверяем друг другу.

Выскажу предположение, что и многие наши беды в какой-то мере обусловлены именно нашим взаимным недоверием. Власти не доверяют народу и часто скрывают от него правду, народ не доверяет властям, даже тогда, когда причин для недоверия казалось бы никаких нет. Недоверие это распространяется не только сверху вниз и снизу верх. Возможно, что даже наиболее губительно оно именно по горизонтали, то есть, когда мы не доверяем не высоким начальникам, а окружающим нас людям.

Произнося громкие слова о необыкновенных духовных качествах русского народа, многие из тех, у кого есть возможность отдохнуть где-нибудь за пределами России, стараются почему-то выбрать курорт или отель, где меньше вероятности встретить соотечественников. Кстати, находясь за границей, мы обычно всё-таки корректируем своё поведение в лучшую сторону. Это можно заметить, например, проехав по трассе Санкт-Петербург – Хельсинки и, понаблюдав, как меняется стиль вождения автомобиля нашими согражданами сразу после пересечения государственной границы. А изменяется он от хамского - к достаточно вежливому и уважительному по отношению к другим участникам дорожного движения.

В чём причина? Думаю, что дело тут далеко не в одних только разных штрафных санкциях, а как раз в отсутствии взаимного уважения и доверия. Если я не доверяю своему ближнему, то я не буду уважительно относиться к нему на дороге, подразумевая, что он-то так в отношении меня поступать наверняка никогда не будет.

Теоретически каждый из нас отлично понимает, что выбросить мусор на дорогу, кинуть фантик от жевательной резинки в лифте или, достав из почтового ящика ненужную рекламу, бросить её тут же в подъезде на пол - нехорошо. Думаю, что подавляющее большинство из нас предпочли бы жить в чистом городе, в чистом дворе, в чистом подъезде. Но не доверяя друг другу, мы вновь и вновь продолжаем мусорить, оправдывая себя тем, что даже, если я и не буду это делать, то уж моих соседей и всех окружающих всё равно уже не переделаешь. А, если так, то мой вклад в общую картину будет настолько мизерный, что и начинать не стоит.

В истории часто случаются ситуации, когда от степени взаимного доверия зависит очень многое. Конечно, это наиболее ярко проявляется в сложные периоды. Так, например, поучительна история восстановления Иерусалима, разрушенного Навуходоносором. Из книги Неемии мы знаем о том, как это происходило. Безусловно, не обходилось и без конфликтов, кто-то, например, просто отказывался работать.

Но, тем не менее, нельзя не отметить и достаточно высокий уровень взаимного доверия друг ко другу, без которого проведение работ в той ситуации было бы немыслимо. В том момент одновременно сооружалось около сорока секций стены, значительно разбросанных по расстоянию одна от другой.

В четвёртой главе Неемия пишет о том, как приходилось работать в условиях вражеского противостояния и огромной по тем временам площади проводимых работ. Полагаю, что при отсутствии определённого доверия друг к другу работа в таких условиях была бы абсолютно невозможно. Так работающие на одном участке должны были качественно делать свою работу, понимая, что и другие участки строятся надёжно. Одновременно следовало довериться тем, кто занимался охраной работающих. В противном случае, надо было бы забросить работу на своём участке и самому стоять на страже.

Сейчас, после череды трагических событий нам особенно сложно. Сложно говорить, сложно писать, сложно анализировать. Но давайте всё-таки задумаемся, почему становится возможным то, что целые группы вооружённых людей свободно проходят через посты? Почему оружие и боеприпасы достаточно свободно гуляют по стране, перекочёвывая из армейских складов в руки террористов? Не потому ли, что мы не доверяем друг другу? Постовой милиционер или военнослужащий за определённую плату готов закрыть глаза на въезжающий или выезжающий грузовик, думая, что эта машина проедет в любом случае, если не здесь, то уж в другом месте точно, такой же военнослужащий пропустит её за деньги. Таким образом, он успокаивает себя, что от него лично безопасность людей зависит мало. Не возьмёт он, всё равно возьмёт человек из другой смены или с соседнего участка. А раз так, то не лучше ли воспользоваться представившейся возможностью и поправить материальное положение своей семьи?

Конечно, помощь пострадавшим – дело очень личное и, естественно, добровольное. Но всё же подчеркну, что после ужасных событий, случившихся в Северной Осетии, многие из нас не спешат помочь пострадавшим, опять объясняя это недоверием. Где гарантия, что деньги не разворуют и они дойдут до адресата? Гарантий, конечно, нет. Более того, мы с лёгкостью сможем найти в прессе, в эфире или в интернете компромат на работников того или иного фонда, прочитать об аферистах, наживающихся на трагедии.

В бурном потоке информации мы с лёгкостью сможем найти то, что хотим найти, чтобы обосновать свою позицию.Как научиться доверять другу другу и возможно ли это? Кто должен сделать первый шаг? Власти? Чиновники? Соседи? Я? Как это должно выглядеть? Я не знаю. Знаю только, что каждый должен сам принимать решение и отвечать за cебя.
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>