“Я верю в Иисуса Христа, я верю в Гаутаму Будду, я верю в пророка Муххамада, я верю в Кришну, я верю в Гаруду... я верю в любовь, я верю в добро и верить буду” - поет Ляпис Трубецкой на своем последнем альбоме. Это очень популярное настроение - и нередко людей обижает, когда христиане его не разделяют. Почему нужно выбирать - если верить в Иисуса Христа, то не в Будду и не в Гаруду?
Но что мы называем словом “верить?” Что имеет в виду поэт со своей “верой” во все сразу? Мы точно не знаем - да, возможно, он и сам затруднится сформулировать. Но попробуем уловить общее настроение.
Скорее всего, люди чувствуют, что в их безрелигиозной постсоветской жизни есть какая-то пустота, что они лишены чего-то важного, ограблены и обездолены в каком-то глубочайшем смысле.
И люди пытаются заполнить эту пустоту некоторым легким религиозным флиртом, который, с одной стороны, позволяет немного прикоснуться к эмоциональной жизни религии, с другой - ничего не требует и не налагает никаких обязательств.
Но флирт не может утолить тоску по подлинной любви. Настоящая любовь - как и настоящая вера - требует полной отдачи. Нельзя полностью отдать себя и Иисусу, и Будде, и Муххамеду и кому-то еще. Приходится выбирать. И мы, христиане, вверяем свои жизни Тому, кто отдал Свою жизнь за нас - Господу нашему Иисусу Христу. “Я верю в Иисуса Христа” - это слова, предполагающие полную, стопроцентную отдачу. После них уже невозможно верить в кого-то еще.