Православная Церковь входит в Великий Пост. В чем смысл этого? Зачем надо в течение сорока дней соблюдать какую-то странную диету (не есть мясного, молочного, и, если соблюдать все как принято - рыбного)? Влияет ли это на наши отношения с Богом?
Сама по себе пища - нет. В начале поста во время Литургии в церкви читаются слова апостола: “ Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем” (1Кор.8:8). В тушеной капусте и макаронах нет какой-то волшебной силы, способной приблизить нас к Богу.
Тогда зачем же мы постимся? Как показывает опыт многих поколений христиан, наша духовная собранность зависит от нашей способности контролировать наши желания, в чем-то себя ограничивать. Причём не только в пище - в пост рекомендуется отказаться от телевизора и пустых развлечений вообще.
Часто наша жизнь определяется не нашим решением посвятить себя Господу, а какими-то текущими порывами - съесть вкусненького, попереключать каналы в поисках чего-нибудь интересного, еще чем-то столь же пустым.
И пост - это время, когда мы напоминаем себе - в том числе с помощью пищевых ограничений, что мы христиане, что наша жизнь должна определяться однажды принятым решением следовать за Христом.
Все мы склонны остывать, благочестивое рвение может постепенно сменяться охлаждением. Конечно, мы сохраняем веру, но с некоторой ленцой, не так, как это было в пору “первой любви”. И пост дает нам возможность вернуться к ее началу. Не случайно исторически он возник как период подготовки к крещению. Пост, по выражению православного богослова протопресвитера Александра Шмемана, есть “паломничество к истокам нашей веры”. И у всех нас есть возможность его совершить.