Говорить о том, что такое сильная церковь, всегда очень сложно, потому что тема эта необъятная и включает множество аспектов. И всё же, как мне кажется, разговор этот уже назрел. Очень долго на вопрос о том, что есть Церковь, мы отвечали, что это не церковное здание, а экклесия, или собрание людей, полагая, что из этого определения всем всё станет понятно. Безусловно, определение Церкви как Невесты Христовой, которую не одолеют и врата ада, абсолютно верное, но всё же очень трудно понять, что же это значит на практике?
Существует целый ряд признаков здоровой церкви, но я хочу остановиться лишь на одном – сбалансированность горизонтальной и вертикальной составляющей. Горизонтальная составляющая подразумевает живые дружеские взаимоотношения между членами церкви. Эти горизонтальные отношения являются неформальными, и их трудно свести к количеству зафиксированных в общине «малых групп» и к вывешенным при входе в молитвенный дом спискам различных общений. Отсутствие дружеских отношений между членами церкви, когда они общаются НАРАВНЕ, является признаком заформализованности церкви. В ней, как правило, всё общение сводится к так называемым «вертикальным» взаимоотношениям: пастырь – паства, учитель – ученик и т.д. Излишний перекос в сторону «вертикализации» общины приводит к абсолютно формальным взаимоотношениям, когда верующие в воскресенье (а иногда и на неделе), к положенному сроку, добросовестно приходят на богослужение, слушают проповедь, возможно, даже очень сильную, и расходятся по домам до следующей встречи. Конечно, определённые горизонтальные взаимосвязи так или иначе присутствуют в общине, но они часто бывают очень поверхностными, сводящимися к обмену после богослужения краткими новостями об успехах детей в школе и о проблемах с ремонтом автомобилей. Бывает, что и пастор, склонный к излишнему контролю, постоянно делает упор на построении вертикали. Он подсознательно опасается возникновения слишком хороших горизонтальных взаимосвязей внутри общины, так как привык всё контролировать, а их контролировать как раз достаточно сложно.
Все мы знаем слова о первоапостольской церкви: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4:32). Конечно, если на каком-нибудь семинаре попросить верующих такой церкви записать на листке бумаге, что является для них общим, они напишут всё правильно, перечислив и общее богословие, и общие нужды, и общую радость, и боль друг за друга. Но так ли это на самом деле? Что реально у нас общее? В «вертикальной» общине, в виду, как правило, неплохой дисциплины и организации, непременно существуют и специальные молитвенные группы матерей, и молодёжные группы разбора Библии и другие формы «горизонтальных» взаимоотношений, но, к сожалению, зачастую они оказываются формальными.
«Горизонтальная» же церковь часто образуется людьми, имевшими негативный опыт пребывания в «вертикальной церкви». Пытаясь избавиться от всех недостатков, свойственных «вертикальной» церкви, они стремятся исключить саму возможность появления предпосылок построения «властной вертикали». Церковь объявляется неким сообществом единомышленников, которые собираются вместе для общения и совместного поклонения Богу и где нет никакой иерархии. Даже во время совместного богослужения делается попытка предотвратить какое-либо структурирование и форму. Проповедь уступает место простой беседе, в которой принимают участие все члены. Собственно, и пастора, как такового, иногда нет, и всё управление общиной происходит несколько стихийно. Приятная домашняя обстановка часто привлекает людей, уставших от бесконечного контроля в «вертикальной» общине. По принципу маятника, который от одной крайней точки непременно доходит до другой, эти общины стараются избежать любой аналогии с теми формами богослужения, которые есть в «вертикальной» церкви. В борьбе с формализмом часто переходится та грань, которая, собственно, и отделяет церковь, в её библейском понимании, от просто группы верующих людей. При всей внешней привлекательности «горизонтальной» церкви, нельзя не заметить её отличия от той церкви, о которой мы читаем на страницах Священного Писания. Христианская церковь с самого начала своего существования получила достаточно широкие полномочия «связывать» и развязывать (Мф.18:18). В то же время, в Новом Завете много внимания отводится именно церковной организации, иерархии и дисциплине, и это трудно не заметить.
Конечно, я преднамеренно немного утрировал и одну, и другую крайность, но, тем не менее, думаю, что многие из нас встречали такие «вертикальные» и «горизонтальные» церкви. Как же мы можем избежать подобных «перекосов» и сохранять в наших общинах правильный баланс, где и вертикальные и горизонтальные отношения находятся не в противоречии, а дополняют друг друга? Одно из главных условий – внимательно изучать Священное Писание, не игнорируя те его места, которые не очень вписываются в выстраиваемую нами схему. Кроме того, нам может помочь изучение истории церкви. Конечно, кому-то всегда будет казаться, что настоящее христианство начинается только сейчас, в его общине, и все предыдущие поколения верующих до этого момента просто неверно понимали Библию. Но если мы внимательно посмотрим назад, то увидим в церковной истории и периоды «вертикализации и формализма», и периоды, когда все формы сметались. Удерживать баланс можно лишь в том случае, если мы готовы учиться и открыты к изменениям.