На днях скончался (от естественных причин, на 83 году жизни) Джек Кеворкян, известный как “Доктор смерть”. Такое прозвище он получил потому, что умертвил 130 больных, которые умирали и, как утверждал сам доктор, просили его прекратить их страдания. Смерть Кеплокяга привела к новому витку дискуссий об эвтаназии - медицинском умерщвлении человека с его согласия.
Эти дискуссии затрагивают ряд вопросов, и один из них - вопрос о самоубийстве. Энтузиасты эвтаназии полагают, что эта услуга должна быть доступна не только тем, кто умирает и испытывает страдания, но и тем, кто просто желает уйти из жизни - говорится, что это их жизнь, и их право ей распорядиться.
В европейской, христианской по своим корням культуре, существует табу на самоубийство; что произойдет, если оно будет утрачено? То же, что имело место в языческих культурах, где такого табу не было - самоубийство станет рассматриваться как обязанность больных или пожилых людей, которые больше не могут работать и обеспечивать себя сами.
Британский философ баронесса Уорнок уже прямо говорит, что люди, страдающие деменцией (ослабление умственных способностей, не причиняющее, однако, физических страданий) обязаны умереть - так как они впустую расходуют ресурсы общества. На людей слабых, больных, пожилых будет оказываться давление, чтобы склонить их к самоубийству.
Общество, в котором будет морально принято самоубийство, будет неизбежно доводить до него своих наиболее уязвимых членов. Поэтому безусловное табу на самоубийство так важно сохранить.