В эти дни у нас широко вспоминают день нападения нацисткой Германии на СССР - день начала Великой Отечественной Войны, унесшей десятки миллионов жизней и породившей страдания и разрушения невыразимых масштабов. Какие уроки мы можем извлечь из истории? Почему Гитлер напал на СССР?
Он сам формулировал свою цель достаточно ясно - приобретение “жизненного пространства” для “арийской расы”. Под нацисткой агрессией было определённое идеологическое обоснование и оно было квазинаучным. Как говорил Рудольф Гесс, “национал-социализм - это прикладная биология”.
Многие ученые и мыслители (вовсе не только нацисты) проецировали на отношения людей и народов “борьбу за существование”, которую они видели в мире животных. Считалось, что как борьба за существование в природе является движущей силой эволюции, так и среди людей и народов прогресс достигается выбраковкой “неприспособленных”.
Выдающийся ученый XIX века Герберт Спенсер так сформулировал Универсальный закон природы: ”существо, недостаточно энергичное, чтобы бороться за своё существование, должно погибнуть”.
Обычно социал-дарвинисты призывали не к истреблению “неприспособленных”, а к отказу от помощи беднякам. Если люди оказались на социальном дне, то у них “плохая наследственность”, и, ради прогресса человечества, их надо предоставить их жалкой участи.
Другим результатом проецирования биологии на мир людей был расизм - разные “расы” рассматривались аналогично разным породам животных: “ценные” породы должны размножаться, а вот от “бросовых” надо избавиться.
В нацизме этот биологизаторский подход к человеку достиг предела - с точки зрения нацистов “борьба рас” была биологической неизбежностью, и говорить о мире - значило противиться самой природе.
Дальнейшее известно - ценой невероятных потерь и страданий нацизм был разбит. Но разбит ли породивший его подход? Нет. Тенденция рассматривать человека как существо чисто биологическое никуда не делась - она вполне жива в современном атеизме. Что же, у нас есть повод вспомнить, что отрицание радикального отличия человека от животных, отрицание его духовной природы уже приводило к чудовищным бедствиям.