Недавно я разговаривал со своим другом директором христианской радиостанции. Как водится, наш диспут зашел в плоскость христианских СМИ. Как человек, не один год работающий в христианских СМИ, я не могу не признать, что они переживают не просто спад, но определенный кризисный период. Причем, произнося слово «кризис» почему-то мы привыкли глубоко вздыхать и разводить руками, словно на похоронах. Кризис, мол, что-то тут уже сделаешь. Вот и речь моего друга напомнила мне пессимистичный панегирик, похоронную речь. И мне стало как-то скучно и смешно одновременно.
Ну, вот почему так получается, что именно в России, глядя на стакан с водой, мы привыкли видеть, что он наполовину пуст, нежели отмечать, что он наполовину заполнен водой. Кстати сказать, слово «кризис» не несет в себе изначально никакой пессимистичности. Скорее наоборот. Греческое слово «кризис» означает решение, поворотный пункт, исход. Под кризисом нужно понимать резкий переломный этап, тяжелое, но переходное состояние.
Но, похоже, что уже в нашем менталитете даже особая русская духовность связывается с каким-то не просто страданием, но критическим состоянием ума. Во всех бедах мы привычно ругаем окружающую действительность, правительство, «царя», Церковь, в конце концов. Все реформы у нас ассоциируются с провалом и переменами к худшему. Петру I пришлось насильственными методами заставлять Россию поверить в свой потенциал, что провести реформы в жизнь. Можно многое говорить о неоднозначности его методов и отношении к Церкви, но для меня важно тут именно особый склад ума, вернее характера русского.
При явном трудолюбии, терпении, подвижничестве можно увидеть совершенно уникальный пессимизм, ропот и нежелание что-то кардинально менять вокруг себя. И это относится к нашей церковной действительности. Быть благочестивым и довольным так странно для нас.
Вообще нет ничего плохого в критическом складе ума, умении анализировать ситуацию и реалистично смотреть на практические вопросы жизни. Но критическое восприятие действительности должно побуждать нас изменять то, что нам кажется негативным, тормозящим и подталкивающим к регрессу. Странно, что зачастую у нас происходят обратные процессы. Мы живем в состоянии перманентного пессимизма. Когда он является стилем жизни, особой отличительной нашей чертой.
Не я первый заметил, что мир меняют романтики и оптимисты. Они готовы менять этот мир, делать его лучше, ярче. Они не видят грязь у себя под ногами и серое небо над головой. Они видят дождь, орошающий землю, и освежающую прохладу.
Ученые заявили, что оптимисты живут в среднем дольше, чем пессимисты. Они пришли к такому выводу после того, как на протяжении 40 лет отслеживали судьбы 7000 человек, начиная с обучения в колледже и заканчивая зрелым возрастом (наверное, это были ученые-оптимисты).
Наблюдения показали, что большинство долгожителей, доживших до 100 лет, - оптимисты. Эти данные были опубликованы в журнале Scientific American. Выводы, сделанные сотрудниками Медицинского центра Университета Дюка в Северной Каролине, подтверждают результаты более ранних исследований, проводившихся при помощи других методов и при меньших выборках.
Я заметил, что люди, которые не видят ничего позитивного в церкви и общинной жизни, в конце концов, приходят к разочарованию в Церкви вообще, а как результат -разочаровываются в Боге. Не удовлетворяет их взыскательный ум Всевышний. Казалось бы, Христос должен быть самым большим пессимистом. Кто как не Он понимал греховную сущность человеческой природы и предвидел предательство со стороны своих самых близких сторонников, учеников. Однако, Он смотрел в будущее, предвидя не только предательство и малодушие, но изменение характера, преображение человека под действием Духа Святого.
Как странно нам смотреть на свою несовершенную поместную церковь и видеть в ней часть той самой Церкви, которую врата ада не одолеют. Христос был неисправимым оптимистом, когда прощал своих врагов на кресте, когда Своей смертью открывал для всех людей возможность для преображения жизни вне зависимости от того, что мы совершили.
Я очень люблю оптимистов, и мне так не хочется превратиться самому в «премудрого пескаря». Когда я разговариваю с молодыми христианами, то заражаюсь их желанием служить Богу, желанием перевернуть этот мир, не смотря и даже вопреки всем препятствиям на пути. Только такие люди могут достигнуть в своей жизни прогресса, пройдя через ошибки и боль, но все время вставая и помогая вставать другим.
Пессимизм для меня скушен и смешон, потому что он похож на дорогу, приводящую в глухой тупик. Никакого прогресса, один ропот и сомнения. Разочарование как стиль жизни, как образ мысли. Самое обидное, что этим качеством грешат не самые глупые люди в Церкви. Может быть, в этом виновата непомерная гордыня, когда человек привыкает себя сравнивать с другими и находит себя гораздо умнее и одареннее. Только гордость, как известно, приводит к падению, а смиренным Бог дает благодать.
Мы иногда все на свете путаем. Это на себя мы должны смотреть реалистично, а на жизнь и окружающую жизнь оптимистично. Только тогда возможно что-то изменить. Может быть не глобально, но и вода камень точит. А значит, изменения должны произойти сначала в голове человека, в его внутреннем мире.
Могу привести простой пример из жизни. Можно каждый день возмущаться, какие люди свиньи, как они привыкают мусорить и… самому ничего не делать, считая это бесполезным. А можно перестать мусорить и создавать вокруг себя чистоту и красоту.
Да, придется защищать эту самую чистоту, ловить за руку людей, посягающих «навести порядок». Но эта активная позиция поможет привести хоть и небольшой уголок этого мира в порядок, не смотря на внешнее сопротивление. Ведь именно так начиналась Реформация. Просто кто-то решил навести порядок, а потом к нему присоединились другие. И мир стал меняться.