анонсы статьи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
Чувство вины — это не всегда плохо

Сергей Худиев, Москва

Когда говорят о том, что «христианство навязывает людям чувство вины», важно уточнить, что именно мы называем этим словом? Это понятие часто воспринимается как что-то из области психологии — и в этой сфере оно носит преобладающе негативный характер. Это что-то плохое, неадекватное, что бессмысленно портит жизнь, от чего надо избавиться.

Это нетрудно понять, потому к психологам обращаются люди, которые страдают от этого чувства — нередко, действительно неосновательного или преувеличенного. Люди, которые не испытывают этого неприятного состояния, не ищут психологической помощи. Однако отсутствие чувства вины — это более тяжелый симптом, чем его чрезмерность. Например, антисоциальное личностное расстройство характеризуется «отсутствием эмпатии, эмоциональной холодностью, отсутствием чувства вины и склонностью к манипуляции».

Человек с таким дефектом личности обманывает, манипулирует или даже убивает, не испытывая ни малейшего дискомфорта. Ему нет дела до горя, которое он причиняет другим людям. Он может имитировать горячую влюбленность или искреннее сочувствие только для того, чтобы в следующую минуту предать тех, кем он хладнокровно воспользовался.

Известна история про серийного убийцу, у которого в багажнике лежал труп его жертвы, и который в это время настолько непринужденно болтал с полицейскими, что те были убеждены, что имеют дело с законопослушным гражданином, совесть которого чиста. Когда такие люди оказываются в тюрьме, они не испытывают ни малейших сожалений ни о том зле, которое они причинили другим, ни о том, что пустили свою собственную жизнь под откос. Они никогда не испытывают раскаяния. Их жертвы их спровоцировали и всегда были «сами виноваты», общество обращалось с ними несправедливо, а вот им самим не в чем себя упрекнуть.

Такие люди неспособны ни на любовь, ни на дружбу — хотя могут мастерски имитировать то и другое — и обычно проводят большую часть жизни в тюрьме, потому что неспособны извлекать уроков из наказания. Они не обращаются к психологам или к психиатрам — потому что очень горды и довольны собой и не испытывают никакого дискомфорта. Их приводят для освидетельствования под конвоем.

Неспособность испытывать чувство вины — это тяжелый дефект характера, тем более ужасный, что сам человек его не замечает. Если вы испытываете вину из-за того, что пренебрегли своими обязанностями или причинили вред другим людям — это, как раз, признак здорового человека, способного на искреннюю привязанность.

Вина указывает нам, где были нарушены наши отношения с другими, и где нам следует что-то сделать для их восстановления — извиниться, компенсировать ущерб, попросить и принять прощение.

Христианская вера говорит о том, что мы призваны к отношениям любви, близости и доверия с Богом и с людьми — и что мы разрушили эти отношения через грех. Но она не «культивирует чувство вины». Она предлагает нам прощение. Христос искупил наши грехи — мы можем обрести полное прощение и восстановить наши отношения с Богом. Тогда чувство вины уйдет не потому, что мы его подавили или загнали в подсознание, а потому, что мы прощены.
Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая
  Следующие 20 >>