анонсы статьи
новости
16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера
Не будь побежден злом

Сергей Худиев, Москва

Драки на улицах становятся распространённым явлением
Драки на улицах становятся распространённым явлением
На днях в Москве произошла еще одна ресторанная драка. Обычное дело. Отличает эту историю два обстоятельства. Первое - один из участников конфликта оказался спортсменом, мастером боев без правил. Он ударил своего оппонента кулаком, и тот умер. Второе — убийца (очевидно, непредумышленный), Расул Мирзаев, оказался дагестанцем. Реакция интернета оказалась довольно предсказуемой — «понаехавшие» убивают русских парней.

Мне кажется, русских (и нерусских) парней убивает нечто другое. Недавно я видел во дворе соседнего дома драку между двумя вполне русскими автолюбителями, которые сначала стали друг друга оскорблять, а потом вышли из машин и принялись бить, из-за того, что чуть не столкнулись в узком проезде. И если бы один из них был чемпионом по боям без правил, а другой неудачно упал — один отправился бы в морг, а другой в тюрьму. Причем я почти уверен, что оба они не были кровожадными злодеями — просто дураками.

У нас сложилась такая культура, в которой взрослые люди всерьез верят, что во-первых, их достоинство всерьез зависит от проявленных кем-то знаков уважения/неуважения, во-вторых, его в случае таких знаков надо бросаться защищать, а то оно погибнет, в третьих, защищать его надо ответными оскорблениями, а если это не работает, физической расправой над оскорбителем.

В рамках замкнутой группы — стаи обезьян, тюремной камеры — такая политика понятна. Там выстраивается иерархия, место в которой определятся готовностью соискателя сделать другим соискателям достаточно больно, и обмен сигналами, выражающими претензию на более высокое место, предшествует схватке.

Дуэли "благородных" офицеров, шпаги и пистолеты — это ровно такое же «обезъянство», вызванное необходимостью отстаивать свой статус внутри группы.

Но когда обе конфликтующие стороны видят друг друга в первый и последний раз, никаких отношений между ними нет и не будет, на социальном статусе сторон это никак не отражается, люди все равно лезут в драку, совершенно не задаваясь вопросом "а зачем?" При этом в идиотскую и смертельную игру - "ты мужик или козел", можно и вообще не играть.

Есть известный анекдот про то, как чемпион по боксу едет на своей машине с другом, и они сталкиваются с другой машиной. Из машины выходит какой-то человек и начинает осыпать чемпиона оскорблениями и угрозами. Тот спокойно звонит в страховую фирму, дожидается полиции, подписывает протокол. "Ты что — спрашивает у него друг — ты же чемпион по боксу!" "А если бы я был Карузо, я что, после каждого столкновения должен был бы арии исполнять?"

Спокойная, достойная вежливость в ответ на провокации — лучший способ сохранить уважение к себе и другим. Именно тот, кто дает навязать себе обезьянью логику поведения, проигрывает. Как говорит апостол: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим.12:21).
Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства
  Следующие 20 >>