анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
20 лет - достижения и проблемы

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

Церковь в России претерпела немало изменений за последние 20 лет
Церковь в России претерпела немало изменений за последние 20 лет
Наша новейшая история берёт начало в 1991 году. Именно тогда в августе 91 года после падения ГКЧП стало окончательно ясно, что поворота назад не будет и Россия (как и другие страны бывшего СССР) начинает движение по новому пути. Если вспомнить нашу не столь давнюю меру измерения, которая использовалась в таких случаях, можно сказать, что минуло четыре пятилетки, а это уже кое что и можно говорить о некоторых итогах. Речь не идёт об анализе ситуации в политической или экономической жизни страны. Это было бы слишком глобально. Не буду говорить и о религиозной ситуации в России в целом. Остановлюсь лишь на одном, достаточно узком сегменте религиозной жизни страны - а именно на тех, кого принято называть протестантами или, если ещё более узко – евангельскими христианами разных деноминаций.

Мне особенно интересно вспомнить эти два десятилетия в истории протестантизма в России, так они происходили не просто у меня на глазах, но и взгляд был ещё довольно свежий или, как иногда говорят, «незамыленный» - в церковь я как раз пришёл в 91 году, а крещение принял 17 марта, то есть в день первого и последнего референдума в истории СССР. Иногда в материалах подобного рода (и не только в области религии) пройденный путь характеризуется либо исключительно, как серия ошибок и провалов, либо, как отчёт о победоносных свершениях в духе докладов на недавних Съездах КПСС.

Чтобы не скатиться ни в одну, ни в другую крайность, количество позитивных и негативных моментов уравняю. Более того, не стану, как это обычно делается в подобных случаях группировать положительные и отрицательные наблюдения, а буду приводить их по очереди, то есть чередовать.

Данная небольшая статья не подразумевает отдельное рассмотрение ситуации в разных деноминациях, Союзах, Объединениях, хотя, конечно, всюду были и есть свои особенности. Есть много различий и по регионам и даже по конкретным церквям. Поэтому, в таких случаях, когда имеет место обобщение, всегда есть возможность возразить, заявив: «а у нас всё совсем не так». И это вполне может быть правдой.

Кроме того, отмечу, что любое обобщение подразумевает переход от частных вопросов к более общим, а не наоборот, поэтому, я вполне сознательно не буду приводить конкретных примеров, названий деноминаций или тем более имён.

Внешние связи

Первое достижение, которое я бы хотел отметить заключается в том, что евангельским церквям за эти два десятилетия удалось развить и укрепить связи с верующими в других странах. Причём как на уровне отдельных общин, различных религиозных организаций, так и на уровне деноминаций. После падения железного занавеса в этом направлении открылись хорошие перспективы и было сделано очень многое. Мы, почему то часто недооцениваем это. Удалось провести широкомасштабные евангелизационные кампании, наладить хорошее взаимодействие с верующими в других странах. Причём часто не только на уровне деноминаций, но и на уровне регионов и даже отдельных церквей, миссий, различных служений. Особенно важно, что при этом удалось сохранить самостоятельность, не став лишь только «филиалами» западных церквей и миссий.

Теперь, как и обещал, после «плюса», отмечу и то, что можно отнести к «минусам» в этой сфере. Открытие новых перспектив для внешних связей привело к тому, что в начале 90-х годов в христианских организациях резко возросла потребность в кадрах, владеющих иностранным языком, прежде всего, английским. По понятным причинам в те годы ощущался явный дефицит в таких кадрах. Этот дефицит привёл к своеобразному «периоду переводчиков». Нет ничего плохого в том, что руководитель христианской организации – будь то церковь, миссия или служение хорошо знает иностранный язык. Наоборот, это очень хорошо и в сегодняшних условиях почти что необходимо. Но в начале 90-х во многих случаях этот навык из необходимого часто превращался в достаточный.

По этой и по многим другим причинам (финансовая нечистоплотность отдельных лиц, традиционное для России пренебрежение к подотчётности, неразбериха и т.д.) немалые средства, получаемые в качестве пожертвований от верующих из-за границы, далеко не всегда, мягко говоря, использовались эффективно.

Новые люди

Следующим несомненно положительным явлением последних двух десятилетий явилось то, что состав церквей существенно изменился. И, если раньше, основной приток в протестантские общины был за счёт так называемых ДВР (детей верующих родителей), которые, как правило, не имели опыта общения с людьми вне церковного микромира. Новые люди, пришедшие в церкви на волне перестройки, привносили в евангельское движение то, что, вспоминая терминологию Перестройки, можно назвать «новым мышлением». Они часто были более открытыми для общения, имели лучшее образование, так как обучение во многих ВУЗах в советское время для верующих было недоступно.

Эта «новая кровь» открывала новые возможности для церкви. Люди, пришедшие «извне», нередко оказывались более активными. Во многом им было легче выступать в роли первопроходцев, организовывать что-то с нуля.

Следуя принципу чередования того, что удалось с тем, что не очень получилось, отмечу, что это же обновление церквей не всегда проходило (и проходит) гладко. Где-то «новые люди» с трудом уживались с теми, кто был «от начала». Возникали конфликтные ситуации. Одни упрекали оппонентов в недостаточном опыте следования за Христом и в том, что их вера ещё не была достаточно испытана. Другие выдвигали встречные обвинения в излишней косности и склонности к самоизоляции.

Социальное служение

Следующим очевидным успехом протестантов в эти годы стало социальное служение. Церковь получила возможность помогать тем, кому особенно тяжело и сумела эту возможность использовать. По всей России и в ряде других стран бывшего СССР открылись реабилитационные центры для бывших наркоманов, алкоголиков. Началось активное служение заключённым, лицам БОМЖ. Люди освобождались и освобождаются от наркотической зависимости, приходят в церкви.

Однако, наряду с очевидными успехами, настораживает и определённый перекос церковной активности лишь в сторону работы с маргинальными слоями населения – наркоманами, алкоголиками, бомжами, заключёнными и только, что освободившимися из мест заключения. В то же время, основная часть населения, то есть люди, не подверженные наркотической зависимости, находящиеся на свободе, интегрированные в общество, по прежнему остаются вне внимания церквей и миссий. То есть, подчёркивая несомненные успехи в создании ребцентров, отмечу, что нередко это очень важное служение принимало характер свойственной нам кампанейщины, когда почему то едва ли не все усилия евангельских церквей были сосредоточены только на этом (пусть и очень важном) направлении служения людям.

Образование

Несомненных успехов удалось достичь за эти годы и в сфере христианского образования. Фактически с нуля удалось создать духовные школы, семинарии, университеты. За эти годы удалось создать необходимую материальную базу. Построены здания, учебные аудитории, общежития для учащихся. Впрочем самое главное не это. Если в девяностые годы большинство преподавателей были иностранцы, то сегодня уже появились собственные кадры. Это особенно важно, так как повышение уровня образования подразумевает обязательное повышение квалификации преподавательского состава и немыслимо без собственных магистров и докторов. Отношение к образованию в целом, в том числе и к светскому в церквях изменилось в лучшую сторону. Эсхатологические настроения начала девяностых, когда порою в церквях можно было услышать слова о бессмысленности траты времени на обучение, так как «Господь грядёт» в целом ушли в прошлое.

Впрочем, есть и то, что не очень получилось в сфере развития духовного образования. Во-первых, богословское образование так и не стало обязательным для служителей. То есть до сего дня нередко несут служение пасторы, которые никогда и нигде не учились и, как следствие этого, их теологические идеи иногда с трудом могут вписываться в вероучение собственной деноминации. Причём речь идёт не только о старых кадрах.

Вторая проблема – количественный переизбыток учебных заведений в ущерб качеству. Многие региональные объединения и даже отдельные общины непременно стараются иметь свою собственную семинарию или университет, не имея ни кадровых, ни методических, ни финансовых ресурсов. Таким образом, происходит как бы обесценивание самих понятий семинария и университет. Кстати, на мой взгляд, вообще слово университет применять к христианским учебным заведениям в России или Украине не совсем правильно и пока рано. Возможно, имело бы (и имеет) смысл пожертвовать количеством для повышения качества и консолидировать усилия разных деноминаций, чьё богословие мало отличается друг от друга, для создания совместных мощных учебных и исследовательских центров. Хотя, к сожалению, пока такое сотрудничество между деноминациями мне представляется малореальным в том числе по причине сложных взаимоотношений между деноминациями, о которой в следующем подразделе.

Новые Союзы

За последние два десятилетия появились не только новые общины, но и новые деноминации. В советское время христиане должны были либо входить в уже существующую деноминацию, либо уходить в подполье со всеми вытекающими отсюда последствиями. В девяностые и нулевые годы появилась возможность регистрировать новые деноминации. Сегодня зарегистрированы десятки различных Союзов, Ассоциаций и других религиозных организаций евангельского направления. Никто никого не загоняет принудительно «под одну крышу», как это было во времена СССР. Это можно только приветствовать - у человека есть выбор. Союзы различаются не только по толкованию тех или иных теологических вопросов, но и по уровню открытости, консервативности и т.д. Каждый имеет возможность выбрать то, что ему ближе.

В то же время есть тут и не очень здоровое явление – иногда довольно напряжённые взаимоотношения между деноминациями. Произошло это во многом потому, что многие лидеры новых Союзов и Объединений вышли, что называется «из одной шинели», то есть изначально были в одной деноминации. Выход же не всегда был бесконфликтным.

Обилие личностных факторов, застарелых обид, помноженное на наше традиционное неумение сотрудничать и договариваться друг с другом, привело к тому, что сегодня отношения между различными евангельскими движениями часто оставляют желать лучшего. При том, что протестанты в России и других странах бывшего СССР и так не столь многочисленны, как бы хотелось, и неумение работать вместе явно не усиливает их.

СМИ

Последние 20 лет стали особым периодом для средств массовой информации. Конечно, и во времена СССР выходило несколько христианских изданий, но в начале 90-х для этого направления работы открылись невиданные ранее возможности. Росли тиражи печатных изданий, впервые появились собственные христианские радиостанции (до этого всё вещание на Россию шло из-за границы). Сегодня евангельское сообщество очень активно в интернете. Появляется и телевизионное служение. Учитывая то, что всё делать приходилось, что называется с нуля, учиться часто только на собственных ошибках, в сфере СМИ и журналистике сделано многое.

Помимо конфессиональных СМИ, официальных изданий деноминаций, появились и независимые от руководства конкретной деноминации газеты, журналы, интернет-порталы. Это позволило поднимать более острые проблемные темы, не замыкаться на узкоденоминационных вопросах.

Однако и здесь количество не всегда переходило и переходит в качество. Увы, надо честно сказать, что качественных материалов (будь то статьи, радио или телепередачи) пока очень и очень мало. В результате, например, печатные СМИ либо вынуждены публиковать очевидно слабые материалы, либо перепечатывают статьи из других источников. В результате многие издания лишь тиражируют статьи одних и тех же авторов, что, конечно, нельзя назвать нормальным. Любое издание должно в первую очередь опираться на собственные источники.

Новые лидеры

Открывшиеся в начале девяностых новые возможности привели к появлению целой плеяды ярких лидеров. Многие христианские организации (церкви, издательства, миссии и пр.) возникали во многом благодаря большой энергии, решительности и работоспособности тех людей, которые взяли на себя роль первопроходцев. Они брали на себя ответственность за дело, которое начинали, вдохновляли тех, кто находился рядом, создавали команды единомышленников. Большинство из тех, кто начинал служение в начале девяностых, приобрели огромный опыт, многому научились. Они сумели не просто основать что-то новое, но и сохранить созданное в течение всех этих двадцать лет, не смотря ни на что.

Но есть тут и обратная сторона. Это касается ротации руководства, что всегда являлось проблемой в России, Украине и ряде других стран, причём не только в сфере религии. Разумеется, согласно собственным Уставам и Положениям все вопросы, касающиеся руководства и управления в религиозной организации пописаны ясно и чётко. Как правило, там говорится и о выборности руководителя, и о Советах, и о всех соответствующих процедурах. Но нередко тот факт, что у начала религиозной организации (миссии, издательства и т.д.) стоял один человек – её основатель и бессменный лидер, она до сих пор воспринимается им, как собственное «детище». Конечно, в организации может быть Совет, могут проводиться положенные собрания, перевыборы, но фактически и руководителю, и членам Совета ясно, что это, скорее, формальность и все нити управления сосредоточены в одних руках. Причина этого понятна и была объяснена выше, но от этого надо обязательно уходить. В противном случае религиозная организация может, оставаясь такой формально, на самом деле перерождаться в частное предприятие, а то и вовсе в семейный бизнес, передаваемый по наследству, что недопустимо.

Заключение

В заключение отмечу, что это, конечно, далеко не все достижения, которых удалось добиться и далеко не все проблемы, которые возникли. Соотношение достижений и неудач, упомянутых мной равно, но, вопреки математике, нельзя говорить, что общая сумма равна нулю – это бы означало, что ничего не удалось и не получилось, а это не так. Достигнуто многое, но и того, что было упущено тоже много, поэтому, отмечая достижения, не стоит забывать и о проблемах, которые есть.

Впереди будут и новые победы, и разочарования. Время покажет, что из достигнутого будет развиваться и дальше, а что постепенно исчезнет. Так часто, например, бывает с проектами, созданными под конкретную личность. Проводя аналогии с политической обстановкой и оглядываясь на прошедшие двадцать лет, можно заметить, что российские (и украинские) протестанты оказались в похожем положении, что и демократические и либеральные политические движения. И те, и другие имели в начале девяностых огромный кредит доверия в обществе, но, к сожалению, не сумели воспользоваться им так, как бы могли.

В любом случае прошедшие двадцать лет это очень хороший опыт и из него можно и нужно извлечь уроки. И в религиозной, и в политической, и в общественной жизни важно научиться видеть причину собственных неудач, прежде всего в своих ошибках, а не в происках врагов, конкурентов, властей т.д. Если прошедшие двадцать лет научат нас этому, то это очень хороший результат.

Доклад для Форум-20, Киев
Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?
  Следующие 20 >>