16-го ноября отмечается международный день терпимости. Читая материалы, посвященные этому дню, я обратил внимание на разницу между тем, как видят добродетель хорошие мирские люди, и тем, как ее видят христиане. Это видно на примере такого понятия как "терпимость" или, как еще говорят, "толерантность". "Терпимость" понимается как отсутствие "нетерпимости, экстремизма и насилия". Это добродетель, которая проявляется в отсутствии определенных взглядов и поступков. Добро это отсутствие зла.
С христианской точки зрения дело обстоит ровно наоборот — добро первично, а зло — это его умаление, нехватка. Это зло является отсутствием добра. Примерно как дырка в ткани. Ткань первична, а дырка там потому, что там, где должны быть волокна хлопка или шерсти, их нет. Дырка не обладает самостоятельным бытием — это пустота, а не материя, провал, а не возвышение. Свет — это не отсутствие тьмы. Напротив, тьма — это отсутствие света.
Важна ли вся эта философия, когда мы говорим о реальных проблемах общества? Только она и важна. Она определяет, как мы собираемся противостоять злу. Будем ли мы сосредоточены на зле, которое считаем нужным уничтожить, или на добре, недостаток которого мы хотим восполнить?
Есть грустная шутка про неделю борьбы с ненавистью под лозунгом "смерть ненавистникам", и в этой шутке есть слишком много правды. Борьба с нетерпимостью, похоже, только увеличивает градус нетерпимости.
"Нетерпимость, экстремизм и насилие" – это не наличие, это отсутствие. Отсутствие таких добродетелей как рассудительность, справедливость, мужество, и, прежде всего, любовь. Отсутствие истинного взгляда на мир, на человека, на Бога. А истина заменяется мифами — ультраправыми, ультралевыми, какими угодно.
Мир, охваченный безумием вражды, нуждается не в нетерпимых борцах с нетерпимостью — он нуждается в тех, кто, сознательно ища помощи у Бога и непрестанно молясь о мудрости, утверждает истину.
Впрочем, в ловушку озлобленной борьбы со злом попадают и христиане — что особенно печально. У нас есть свет, чтобы рассеять темноту — Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Тьма уходит оттуда, куда приходит Он. А приходит Он благодаря усилиям христиан. Как сказал Он сам: "мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас" (Иоан.20:21,22).