В начале XXI века Русская православная церковь в целом отказывается от реформистских решений Собора 1917—1918 годов, хотя некоторые позитивные преобразования все же были приняты и еще готовятся. Новая российская идеология состоит в смычке православия и патриотизма, где вторая составляющая выступает в качестве гражданской религии. РПЦ вновь существует на правах министерства духовных дел, и, как и светская власть, не брезгует самым грубым пиаром.
Именно в данном ключе лично мне видятся страсти по поясу Богоматери, привезенному с Афона в Россию. РИА «Новости» сообщает, что в Москве из очереди паломников, стремящихся пройти под ковчегом с реликвией в храме Христа Спасителя, в течение суток за медпомощью обратились 92 человека, из них 24 были госпитализированы. За 6 дней к медикам обратились более 750 паломников. К дежурившим психологам за это время поступило 66 обращений. Люди стоят в очереди сутки и более. Масла в огонь добавила информация о VIP-приглашениях к поясу для чиновников.
Николай Семенович Лесков в позапрошлом столетии заметил, что «Русь крещена, но не просвещена». Многие наши религиозные философы сетовали на языческое лицо отечественного православия. Даже позиционирующий себя миссионером дьякон Андрей Кураев написал книгу «Оккультизм в православии» (М., 1998). Поэтому страсти по поясу Богоматери – всего лишь верхушка громадного и уже тысячелетнего айсберга.
Не стоит отрицать позитивных решений Московского патриархата. Сегодня во многих православных храмах звучит проповедь, качество которой, конечно, зависит от местного настоятеля. Вводится обязательная катехизация для желающих принять крещение. Однако главной виной и преступлением нынешнего православного священноначалия я считаю гастроли мощей и реликвий по нашей необъятной стране, которые приводят к всплескам массового психоза и усугубляют традиционное православное бедствие – обрядоверие.
РПЦ имеет сегодня колоссальные возможности и ресурсы для духовного просвещения россиян. Но, похоже, как государственная власть старается воспитать из народных масс тупой и послушный электорат, так и отечественное православие вновь предпочитает повышать свою популярность не столько евангельским словом и служением, сколько постыдными средневековыми методами.
Церковь захлестнули заигрывание с властью и коммерческая деятельность. В области собственно религиозной работы по-прежнему доминируют требоисполнительство и кадиломахательство. Продающаяся в храмах литература часто содержит в себе жуткое мракобесие. РПЦ, дышащая ксенофобией и страдающая от внутренних раздоров, все чаще в своих интересах использует административный ресурс и продолжает терять поддержку интеллектуалов и интеллигенции.
Тем не менее, универсальное правило – «Каков поп, таков и приход» – дает возможность существования живого православия. Местами можно встретить очаги общинно-приходской жизни. Очень жаль, что такие очаги являются исключениями из общего правила, и пока не способны остановить духовную деградацию нашего общества. Очередное наглядное свидетельство этой деградации – страсти по афонскому поясу.