анонсы статьи
новости
17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник
О платках и опоясаниях

Сергей Худиев, Москва

Сотни тысяч людей выстаивали многочасовую очередь, чтобы прикоснуться к святыне
Сотни тысяч людей выстаивали многочасовую очередь, чтобы прикоснуться к святыне
Традиция почитания реликвий (и паломничеств к этим реликвиям) очень глубока и в Православной, и в Католической церквях. В то же время она остается предметом резкой критики со стороны христиан-протестантов.

Традиция обусловлена историей, ее отвержение - тоже. Лютер видел в реликвиях яркий пример того упадка, в который пришла Церковь, грубое суеверие, которое следовало отбросить, чтобы вернуться к библейским корням христианства.

Сегодня, когда мы видим, как сотни тысяч людей выстаивают многочасовую очередь, чтобы прикоснуться к поясу Богородицы, многовековая полемика переживает новое обострение. Не претендуя на то, чтобы закрыть ее, я все же сделаю несколько пояснений.

То, что почитание реликвий может становиться предметом злоупотреблений, не является предметом полемики; предметом злоупотреблений может становиться все, что угодно, до изучения Писания включительно. Спор идет скорее о том, не является ли такое почитание в принципе, в любом случае, злоупотреблением.

Идея, что святые могут творить чудеса по просьбе верующих, да еще через материальные вещи, такие как предметы их одежды, может показаться некоторым современным христианам вопиюще небиблейской и бессовестно языческой.

Что же, Библия не всегда удовлетворяет строгим критериям «библейскости». Как сказано в книге Деяний: “Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них” (Деян.19:11,12).

Платки и опоясания - материальные предметы, которые принадлежали святому апостолу Павлу, и Бог через них совершал чудеса. Опоясание с тела святого, через которое Бог являет Свою благодать - это не что-то, выдуманное суеверными людьми в средние века. Это засвидетельствовано непосредственно в Священном Писании.

В восприятии православных (и католиков) Церковь - семья, в которой есть семейные реликвии. Предметы, которые напоминают нам о наших родных, братьях и сестрах. О тех, кто уже вышел из тела и водворился у Господа, но, по воле Божией таинственно продолжает принимать участие в нашей жизни – потому, что единство любви, которое мы обретаем во Христе, не расторгается физической смертью.

Лютер восставал против паломничеств, как против попыток заработать спасение, которое уже раз и навсегда заработано для нас Христом. Но паломничество - это не зарабатывание спасения; это внешнее путешествие, которое служит средством внутренней работы.

Люди постятся, или уходят в уединение, или налагают на себя суровые ограничения, или предпринимают трудное паломничество – потому, что внутренняя работа совершается через внешнюю, потому, что сильное стремление к Богу проявляет себя через преодоление преград, которые человеку внешнему могут показаться совершенно непонятными и надуманными.

Было бы наивно пытаться поставить точку в многовековой полемике, поэтому я просто ограничусь призывом воздержать от суда и, если какие-то элементы другой христианской традиции остаются непонятными, просто так и сказать - “мы не понимаем”.
В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах
  Следующие 20 >>