Традиция почитания реликвий (и паломничеств к этим реликвиям) очень глубока и в Православной, и в Католической церквях. В то же время она остается предметом резкой критики со стороны христиан-протестантов.
Традиция обусловлена историей, ее отвержение - тоже. Лютер видел в реликвиях яркий пример того упадка, в который пришла Церковь, грубое суеверие, которое следовало отбросить, чтобы вернуться к библейским корням христианства.
Сегодня, когда мы видим, как сотни тысяч людей выстаивают многочасовую очередь, чтобы прикоснуться к поясу Богородицы, многовековая полемика переживает новое обострение. Не претендуя на то, чтобы закрыть ее, я все же сделаю несколько пояснений.
То, что почитание реликвий может становиться предметом злоупотреблений, не является предметом полемики; предметом злоупотреблений может становиться все, что угодно, до изучения Писания включительно. Спор идет скорее о том, не является ли такое почитание в принципе, в любом случае, злоупотреблением.
Идея, что святые могут творить чудеса по просьбе верующих, да еще через материальные вещи, такие как предметы их одежды, может показаться некоторым современным христианам вопиюще небиблейской и бессовестно языческой.
Что же, Библия не всегда удовлетворяет строгим критериям «библейскости». Как сказано в книге Деяний: “Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них” (Деян.19:11,12).
Платки и опоясания - материальные предметы, которые принадлежали святому апостолу Павлу, и Бог через них совершал чудеса. Опоясание с тела святого, через которое Бог являет Свою благодать - это не что-то, выдуманное суеверными людьми в средние века. Это засвидетельствовано непосредственно в Священном Писании.
В восприятии православных (и католиков) Церковь - семья, в которой есть семейные реликвии. Предметы, которые напоминают нам о наших родных, братьях и сестрах. О тех, кто уже вышел из тела и водворился у Господа, но, по воле Божией таинственно продолжает принимать участие в нашей жизни – потому, что единство любви, которое мы обретаем во Христе, не расторгается физической смертью.
Лютер восставал против паломничеств, как против попыток заработать спасение, которое уже раз и навсегда заработано для нас Христом. Но паломничество - это не зарабатывание спасения; это внешнее путешествие, которое служит средством внутренней работы.
Люди постятся, или уходят в уединение, или налагают на себя суровые ограничения, или предпринимают трудное паломничество – потому, что внутренняя работа совершается через внешнюю, потому, что сильное стремление к Богу проявляет себя через преодоление преград, которые человеку внешнему могут показаться совершенно непонятными и надуманными.
Было бы наивно пытаться поставить точку в многовековой полемике, поэтому я просто ограничусь призывом воздержать от суда и, если какие-то элементы другой христианской традиции остаются непонятными, просто так и сказать - “мы не понимаем”.