Загляните в любой торговый центр или пройдитесь по центральной улице с множеством магазинов. Прислушайтесь и понаблюдайте. Обратите внимание на цвета и звуки. Присмотритесь к рекламным постерам. Что они говорят? Чем привлекают наше внимание? Какой голод пробуждают в нас? Как они искажают наши представления о реальности?
Где вы черпаете свои представления об успехе? К чему вы стремитесь? В какой мере вас формируют места, в которых вы живете и которые посещаете? Какое влияние оказывают на вас образы, звуки и запахи повседневной жизни и скрытые импульсы мира рекламы?
Не оставайтесь пассивным потребителем. Не позволяйте жизни протекать случайно.
Библейская противоположность простоты – не сложность, а двойственность. Бог гораздо сложнее устроен, чем сотворенная Им Вселенная. Простое сердце движется в одном направлении – раздвоенное сердце разрывается и мечется.
Если мы честны с самими с собой, мы признаем, что в тот или иной момент живем в двух мирах: мире наших религиозных убеждений и «реальном» мире повседневной жизни. Прислушайтесь к разговорам, которые мы ведем о мире и церкви. Мы рассуждаем о бездуховности общества, к которому принадлежим, но, фактически, подразумеваем следующее: «Мы в стенах этой церкви – хорошие люди, а остальные люди за стенами церкви – плохие».
Бездуховная жизнь основана на убеждении о том, что не существует ничего, кроме материальной реальности. Я не так опасаюсь бездуховности этого мира, как опасаюсь бездуховности своего собственного сердца. Рассуждать о жизни духовно – значит рассуждать о реальности целиком, не отделяя видимого от невидимого, а жить духовно – значит жить в полной, неразделенной реальности.
Конечно, мы не можем избежать влияния окружающего нас общества. Мы возлюбили Христа, и, следовательно, мы учимся любить то, что любит Он, и любить так, как любит Он.
Но мы – медлительные ученики, и к тому же в Божьем творении столько всего прекрасного. Нам следует принимать Божьи дары со смиренной благодарностью.
Наша дилемма заключается в том, что мы с трудом распознаем, что есть что. Поэтому мы чувствуем вину от наслаждения добрыми дарами и слепо бежим за идолами нашего времени.
Фрэнсис Шеффер однажды поделился со своими слушателями голландской пословицей, которая, как он добавил, требует осторожного обращения, но достойна размышлений:
«У каждого человека есть два вида убеждений. Одни убеждения человек провозглашает, а другими руководствуется в поступках. Те убеждения, которым мы следуем в поступках, - и есть наши истинные убеждения».
Как определить эти неверные и зачастую скрытые убеждения, которые так могущественно управляют нашим сердцем? Что так сильно захватывает нас и движет нашим повседневным существованием? Как можем мы пленить все свои мысли Христом?
Ниже приведено упражнение из серии «обучения, основанного на опыте», разработанного организацией CityGate в Центральной Европе. Наша цель – помочь людям преодолеть пропасть между реальностью Христа и повседневной жизнью.
Обучение, основанное на опыте, основывается на убеждении, что люди представляют из себя нечто большее, чем логический механизм с эмоциями. Этот подход к обучению подчеркивает силу воображения и личного участия, которые помогают нам повернуться к истинам, от которых мы часто прячемся, и на рассуждения, о которых у нас редко находится время.
Упражнение в торговом центре
Возьмите с собой несколько друзей и отправьтесь в ближайший торговый центр. В течение часа понаблюдайте за тем, что происходит вокруг. Вы можете делать это в одиночку или в паре с другим человеком. Какие образы, звуки и запахи окружают вас? Как это окружение воздействует на вас?
Во время наблюдений вы можете использовать приведенные ниже вопросы:
• Какие группы населения торговый центр стремится привлечь? Как мы узнаем об этом? Меняются ли целевые группы в зависимости от времени суток?
• Какая атмосфера царит в торговом центре, и каким образом она создается?
• Каковы самые распространенные звуки? Перечислите 5 звуков.
• Каковы преобладающие цвета? Перечислите 5 цветов в порядке преобладания. Какой эффект оказывают на вас эти цвета?
• Попробуйте отметить, по крайней мере, три примера достоинства, присущего Божьему творению.
• Отметьте, по крайней мере, три примера развращенности, присущей творению в результате грехопадения.
• Перечислите невидимые структуры и процессы, без которых функционирование торгового центра было бы невозможным (поразмышляйте об архитектуре, финансовых потоках, социальных связях, безопасности и т. д.)
• Какими предпосылками руководствуются люди в торговом центре, без которых он не смог бы функционировать?
• Какие примеры рекламы вы наблюдаете?
• Какие мотивы, аспекты личности, жизненные устремления и т. д. использует реклама для достижения своей цели?
• Используя то, что вас окружает в торговом центре, попробуйте сформулировать ваше собственное определение успеха в жизни. Как вы сможете узнать, что вы добились успеха?
• Откуда вы черпаете свои представления об успехе?
• Какие аспекты торгового центра подчеркивают человечность, а какие – отрицают ее?
• Что бы вы изменили и почему?
• Какие аспекты присущи торговому центру в результате греха? Поразмышляйте о переменах, которые бы произошли, если бы все люди исполняли Десять заповедей.
• Что вы чувствовали, гуляя по торговому центру? Как менялись ваши ощущения?
• Где найти Бога в торговом центре?
Потратив на наблюдения и размышления около одного часа, соберитесь вместе в кафе или, если вас много, найдите тихое место, где вы могли бы обсудить, что вы увидели и услышали.
Быть циничным и назвать торговый центр совершенно мирским не трудно. Это даже слишком просто. Отрицать что-то – значит бежать от какой-то части реальности. Это мир, в котором живут наши ближние, и, если мы любим их, мы будем стремиться хотя бы понять его.
Далеко не все в торговом центре – зло, и не все – добро. Большинство аспектов нашей жизни включают в себя и то, и другое. Торговый центр – это один из способов, который выбрало наше общество для удовлетворения наших нужд и желаний. Мы должны быть проницательными, а не упрямыми, и нам следует тщательно размышлять, а не подпадать под действие чар торгового центра. Ведь плод Духа Святого – умение владеть собой.
Мы едим и платим налоги, значит мы – часть общества. Вопрос только в том, каково качество этого общества и каково качество нашего участия в его жизни.
Вопросы, перечисленные выше, помогают нам наблюдать. Они помогают нам выйти за рамки наших представлений и увидеть, что в действительности окружает нас. Среди них были вопросы, полезные в размышлениях о том, что мы ценим, почему мы ценим это и какое влияние оказывает на нас окружающий мир.
Последний вопрос побуждает нас соединить наш религиозный мир и язык с повседневной жизнью. Если мы научимся делать это, тогда мы сможем обыкновенным повседневным языком рассказывать своим друзьям о доброй вести воплощения Христа, и этот рассказ будет им понятен, потому что Бог, сотворивший Вселенную и все, что наполняет ее, близок к нам и не безучастен.
В вашем совместном обсуждении вам могут пригодиться наблюдения, с которыми мы столкнулись во время проведения этого упражнения:
Иногда вопросы обнаруживают недостаток понимания и знания, или выявляют сферы жизни, задуматься о которых у нас раньше просто не было времени. Чтобы понять друг друга, нам нужно внимательно слушать. Ниже приведены вопросы и темы, которые часто затрагивали участники после проведения упражнения в Центральной Европе.
Считает ли кто-то в вашей группе, что материальный мир сам по себе – зло? Придерживается ли кто-то мнения о том, что небесное бытие не имеет ничего общего с материей? Поговорите о том, как библейское откровение о сотворении мира и воплощении Христа управляет нашим опытом пребывания и участия в этом материальном мире.
В том, как мы чувствуем себя в общественных местах, всегда присутствует некая неопределенность, и нам приходится принимать во внимание множество факторов.
В среднем мужчины выдерживают в торговом центре около 20 минут, если только поблизости не оказывается магазина высокотехнологичных устройств и приспособлений. Чем старше мужчина, тем меньше у него терпения.
Личные вкусы и реакция на физические стимулы у всех нас разные, и в этом нет ничего плохого, но мы должны помнить: потребительское пространство не нейтрально. Мы должны соблюдать осторожность и не выносить поверхностные суждения, критикуя друг друга. Личные предпочтения не могут быть предметом спора.
Бог подарил нам чудесные дары цвета, звука и вкуса. Мы творчески смешиваем их, получая в итоге нечто привлекательное. Влечение – не всегда зло, но и не всегда обязательно добро. В Эдемском саду женщина увидела, что дерево хорошо для пищи и плод приятен для глаза. Дерево действительно было хорошим. Неправильным было вкушение его плодов.
В торговом центре образы, звуки и запахи стимулируют наши чувства. Не проходит много времени, как мы начинаем тонуть в волнах этих стимулов. Это пространство задумано таким образом, чтобы пробуждать в нас определенные ощущения и подталкивать нас к определенным поступкам. Компании тратят миллионы долларов на то, чтобы узнать, как люди реагируют на те или иные стимулы. Это окружение создается с целью оказывать на нас воздействие, и мудрый человек захочет знать, что это за воздействие.
Потребительское пространство сначала пробуждает в нас разные виды жажды, а затем запутывает их. В нас просыпается жажда значимости, смысла, принадлежности, идентичности и статуса. Сенсорный поток перепутывает все эти глубинные потребности, и в итоге мы находим удовлетворение в гамбургере или новой сумке. Так, глубокое смешивается с поверхностным.
Жажда принадлежности, безопасности, принятия и уважения удовлетворяется дизайнерским брендом. В потребительском обществе оказывается, что мы носим не имена, а бренды. Гоняясь за статусом, мы теряем свою значимость.
В этих потребностях, в этой жажде нет ничего плохого – отчасти они делают нас людьми. Они должны быть удовлетворены, главным образом, в Боге, но не исключительно в Нем, потому что для этого Бог также дал нам сотворенный мир.
Когда Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному», Он сам подтвердил, что сотворил нас таким образом, чтобы Его одного нам было не достаточно. Разве могу я быть одиноким, если со мной Бог? Но сам Бог говорит, что это возможно!
Мы сотворены так, чтобы обретать полноту друг в друге. Поэтому то, как мы организуем свою жизнь, важно для Бога, сотворившего реальность, и должно быть важно для нас. Бог стоит на первом месте, а другие люди – на втором. Так мы своей жизнью отображаем Троицу. Бог не одинок, не одиноки и мы.
Наше стремление к тварному миру, по сути, не зло, но оно недостаточно для удовлетворения наших глубинных нужд. Эту пропасть может заполнить только живая сила и присутствие Святого Духа, и не каким-то сверхъестественным, а «самым обычным» способом.
Мы отвели свой взор от Бога, и потому притяжение видимого мира возобладало. Здесь на помощь нам приходит поклонение Богу: оно возвращает миру правильные пропорции, а нам – правильный взгляд (об этом сказано в Пс. 72).
Христиане призваны быть плодотворными, а не успешными людьми. Если мы при этом добиваемся финансового успеха, высокого положения в обществе или обладаем чем-то еще, что ценят наши ближние, нам следует быть благодарными за эти дары, но не позволять им ослеплять и обманывать нас.
Такой успех неполон и незначителен. Мы можем использовать его для вечных ценностей в этой жизни и жизни грядущей, поскольку, если мы поистине рождены свыше, мы уже вечные существа, а вечная жизнь подразумевает не только иную продолжительность, но и совсем иное качество жизни.
На земле мы можем наслаждаться и разделять с другими преимущества и радости успеха, но полагаться на них было бы немудро, потому что в них нет ни веса, ни стабильности. Любовь, радость, благость и воздержание всегда превосходят последнюю модель Mercedes Benz или модную вещицу от Gucci.
Как бы выглядел торговый центр, если бы мы получили совершенный ответ на молитву нашего Господа: «Да будет воля твоя в Москве (Санкт-Петербурге, Воронеже, Нижнем Новгороде и т. д.), как и на небе»? Как изменился бы дизайн и экономические системы торгового центра?
Где Бог в нашем материальном мире? Как Он взаимодействует с миром, который Он сотворил? Вот некоторые из ответов.
• Каждый человек, которого мы встречаем, стоит на пути либо к Богу, либо от Него. Не всегда просто определить, в каком направлении движется человек. Предрассудки кроют в себе большую опасность. Встречаясь с незнакомым человеком, мы попадаем в присутствие того, кого Бог призвал в бытие; того, кто несет в себе достоинство образа и подобия Божьего.
• Весь мир держится силой Бога. Несмотря на наши грехи и осквернение творения, Бог держит мир. Торговый центр подчиняется принципу реальности, согласно которому мы все живем в нравственной вселенной. Он подчиняется законам, заложенным в вечности, наряду с законами экономики и социальными нормами. Даже самая причудливая постмодернистская архитектура должна быть крепкой и безопасной, что невозможно без следования законам гравитации. Мы можем пытаться отрицать реальность или «изгибать» ее под свои вкусы, но последнее слово остается за ней.
• Наше Евангелие должно начинаться с Творца, создавшего пространство для того, чтобы мы могли разделить с Ним бытие. Это не означает разговор о том, как именно происходило творение. Библия однозначно сообщает нам, что мы живем во Вселенной, у которой было начало и которая была сотворена безграничным Богом, отделенным от Своего творения, но не отдаленного от него. Наша жизнь – не сумма случая и времени, ее смысл обретается в связи с Источником жизни.
• Желание Бога разделить с нами бытие тем более необыкновенно и прекрасно, что все Его нужды удовлетворены во взаимоотношениях внутри Троицы.
• Мы – сотворенные существа, и останемся таковыми в вечности. Тварность в этом или каком-то другом, новом виде навсегда останется нашей сущностью.
• Творение исполнено славы Бога. Нам только нужно открыть глаза, чтобы увидеть ее. Так же, как яркие городские фонари заслоняют от нас величие небесных светил, свет наших быстротечных наслаждений мешает нам видеть Божью славу.
• Бог призвал нас в бытие, и в первой заповеди приглашает нас подойти к Нему ближе («Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим...»). Но как может человек быть близок к безграничному Богу? Христос разделил нашу ограниченность, чтобы мы могли увидеть Того, Кто стоит за всем видимым и невидимым.
Отрывки Писания для размышлений:
• Кол. 1:15, Евр. 1:1-3 – Что за пределами силы Христа?
• Быт. 1:27 – Что значит быть сотворенными по образу и подобию Бога?
• Пс. 138:1-12 – Где Бог?
• Ис. 40:12-20 – Бог больше всего, что мы в силах создать.
• Мф. 6:25-34 – Божья забота о нас.
• Мф. 25:35-40 – Что доброго могу сделать я в своем поколении?
• Деян. 17:24:28 – Каково представление Павла о реальности?
• 1 Кор. 6:20 – Мы не принадлежим самим себе.
• 1 Кор. 7:30 – Не держитесь крепко имущества.
• 2 Кор. 9:6-9 – Мы призваны быть щедрыми.
• Иак. 1:5 – У нас есть доступ к Божьей мудрости.
• Евр. 11:13-16 – Чего мы ищем?
Имеет смысл вернуться в торговый центр с этими отрывками из Священного Писания и поразмышлять над ними. Бог присутствует в нашей повседневной действительности. Его присутствие превосходит наше, потому что мы так часто отсутствуем в настоящем, обремененные будущими заботами или переживаниями о прошлых ошибках. Может быть, нам нужно проводить больше времени, доверяя и прощая, и тогда мы сможем войти в присутствие Бога с благодарностью вместо вины и с верой вместо страха.
Евангельская газета "Мирт"